Меню
АРМЕНИЯ
Теплицы
Три теплицы в трех школах Арарата
  • Средняя школа Веди №1
    Небольшая теплица, которая покрывает только потребности школы в дополнительном снабжении зеленью и овощами
  • Средняя школа Верин Арташат
    Средняя теплица, которая покрывает потребности школы и позволяет продавать излишки (доходы будут использованы для развития инфраструктуры школы)
  • Средняя школа Суренаван
    Самая большая теплица, которая производит продукты для самой школы, соседних школ и для продажи излишков на местном рынке
Почему теплицы?
Впервые после распада Советского Союза и обретения независимости Армения задумалась о восстановлении системы школьного питания в 2010 году, когда началась реализация проекта ВПП ООН «Развитие школьного питания в Армении».
К моменту начала разработки конкретных предложений по проекту ФАО Армения уже совершила переход на качественно новый промежуточный уровень развития школьного питания в стране — помимо программы ВПП ООН с 2014 года началась реализация Национальной программы школьного питания.

С 2010 года Институт отраслевого питания активно вовлечен в процесс развития школьного питания как на уровне разработки программных и стратегических документов, так и на более практическом «полевом» уровне. Мы работаем над восстановлением в школах инфраструктуры столовых, их переоснащением новым технологическим оборудованием. А также обучаем поваров и директоров школ правилам обеспечения учеников безопасным, вкусным и полноценным школьным питанием.

Во время работы мы тесно общаемся с директорами школ. Это помогает нам получить из первых рук актуальную информацию о том, какая конкретно помощь нужна школам для повышения устойчивости программы школьного питания.
Директора школ делились разными проблемами, с которыми им приходилось сталкиваться при внедрении программы школьного питания: от опасения работать на новом оборудовании, до нехватки денег на ремонт столовых и тем более на то, чтобы разнообразить школьное меню свежими овощами и зеленью. Объединяло их одно — огромное желание не просто накормить детей, а обеспечить их вкусными и полезными блюдами для полноценного развития.

Чтобы повысить питательную ценность рационов, директора были готовы начать выращивать овощи и зелень на территории школы и готовить детям свежие салаты.

Все, о чем они просили — помочь в достижении этой цели и построить для школ теплицы. Климат в Армении довольно переменчив: осень и зима могут быть очень холодными. Именно в эти сезоны детям нужны дополнительные источники витаминов для борьбы с простудой и другими вирусными заболеваниями.

Так родилась идея пилотного проекта — строительство в трех школах Армении теплиц с современными системами обогрева, вентиляции и капельного орошения.

Однако мы решили не ограничиваться стандартными теплицами во всех трех школах, а пошли дальше.
Тестирование новых подходов
В школе №1 города Веди мы установили небольшую теплицу площадью около 198 кв. м. Там будут выращиваться овощи и зелень, чтобы кормить учеников самой школы свежими салатами.

Перед установкой второй теплицы мы подумали: «Почему бы школе не продавать излишки выращенной продукции своим сотрудникам или на местном рынке, а заработанные деньги не направлять на дальнейшее развитие школьного питания?». Так мы решили построить теплицу побольше.
Выбор пал на школу села Верин Арташат. Теплица размером 384 кв. м позволит школе обеспечивать себя свежими овощами по ценам значительно ниже рыночных, а излишки продавать на местном рынке и использовать вырученные средства как дополнительный источник финансирования школьного питания в этой школе.

Но, а что делать школам, где вовсе нет места для строительства теплицы? Оставить детей без полезных салатов из свежих овощей? Конечно, нет! Помощь таким школам могут оказать соседние — с большей территорией.

Так в школе села Суренаван мы установили самую большую теплицу размером 528 кв. м. Она сможет обеспечивать свежими овощами и зеленью не только своих учеников, но и детей соседних школ.
Содержание проекта
Если есть деньги, построить теплицу очень просто. А что же дальше? Имеет ли школа законное право вести коммерческую деятельность и продавать произведенную продукцию? Как помочь школе получить дополнительные источники финансирования развития школьного питания? Как правильно ухаживать за рассадой? И, наконец, что можно приготовить из овощей, кроме салата?

Мы детально изучили все эти вопросы, как и действующую в Армении нормативно-правовую базу. На основе изученных материалов мы подготовили методические рекомендации:
  • Руководство по выращиванию томатов в отапливаемых теплицах в условиях Республики Армения,
  • Руководство по выращиванию огурцов в отапливаемых теплицах в условиях Республики Армения,
  • проекты договоров.

Благодаря местным партнерам из Центра развития села и агробизнеса (CARD) мы провели тренинги для директоров школ и сотрудников, ответственных за руководство теплицей.

Обучение проводили агрономы, специализирующиеся на выращивании овощей в закрытом грунте. На тренингах директора школ и работники теплиц узнали, как готовить почву и растения к посадке, как применять удобрения и создать все необходимые условия для производства овощей, как правильно поливать растения и как создать благоприятный климат в теплице, чтобы получить хороший урожай.

В дальнейшем используемые при выращивании овощей в теплицах современные технологии будут распространяться среди местных фермеров и сельских жителей и помогут качественно повысить урожайность благодаря переходу к инновационным практикам.
Воспитание будущих агрономов

Мы не могли не использовать теплицу и для учебных целей. Именно в раннем школьном возрасте у ребенка начинает формироваться понимание того, чем он будет заниматься в будущем, что ему интересно. Поэтому еще одной нашей целью стало заинтересовать детей сельскохозяйственной деятельностью и научить их работать в теплицах.

Мы разработали целую программу, которую оформили в методическое пособие для учителей начальных классов и рабочую тетрадь для учащихся. Эти материалы расскажут детям, как растут овощи, что им нужно для роста, как за ними ухаживать. Интерактивные задания, эксперименты и практические упражнения курса научат детей привычкам правильного питания, навыкам соблюдения правил гигиены и здорового образа жизни.