Школьные повара — связующее звено между программой школьного питания и ее бенефициарами. Именно они своими руками готовят для детей, заботливо раскладывают и оформляют блюда, встречают маленьких гостей в школьной столовой с улыбкой. Школьный повар не просто готовит горячий суп или кашу, он заботится о том, чтобы еда была безопасной, вкусной и выглядела аппетитно — так, чтобы дети с удовольствием съели блюдо, получив свою порцию необходимых витаминов и питательных веществ.
Мастерство школьного повара не появляется ниоткуда — это годы работы, труда, упорства и обучения. В приготовлении безопасных, вкусных и полезных блюд для школьного питания очень много нюансов от выбора продуктов и способа их приготовления до расчета питательных веществ в соответствии с суточной потребностью растущего организма.
Всему этому поваров обучают на тренингах, которые в рамках развития программы школьного питания проводит агентство «Школьное питание и благополучие детей». В ближайшем будущем в Армении планируется создать курсы повышения квалификации школьных поваров на базе региональных колледжей, чтобы дать возможность как можно большему числу поваров улучшить свои навыки приготовления школьных блюд.
А пока тренера школьных поваров из Армении отправились в город Тамбов, чтобы совершенствовать свои навыки преподавания и ознакомиться с российским опытом организации школьного питания.
Курс повышения квалификации для тренеров школьных поваров проходил с 16 по 20 октября на базе Многопрофильного колледжа им. И. Т. Карасева.
Первые дни участники посещали школы Тамбовской области, знакомясь с разными моделями школьного питания и инфраструктурой современных пищеблоков. Побывали на экскурсии в мясо-молочном и овощеперерабатывающем цехах местных производителей продукции для школьного питания.
Школьное питание от оператора
В школе Сколково города Тамбов, где обучается 3200 детей, гостям показали, как организуется шведский стол. В Мичуринске провели экскурсию по комбинату питания, который готовит для школ и больниц города. В школы, где нет условий для приготовления питания, блюда привозят горячими — остается лишь раздать.
Гости посетили и молочный завод, который также поставляет свою продукцию в школьные столовые в рамках программы «Школьное молоко». Каждую неделю детям бесплатно выдается 200 мл молока. Не всегда молоко дают в чистом виде. Для разнообразия меню из молока или молочных продуктов готовят каши, какао и другие разрешенные в школьном питании блюда.
Питание силами школы
Есть такие школы — как правило, они расположены в сельской местности — территория которых позволяет организовать пришкольное хозяйство. Обычно школа выращивает там натуральные овощи, фрукты, зелень, которые идут на приготовление блюд ученикам. Тот самый случай, когда питание в школе организовано не через оператора, а силами самой школы. Показательным примером такой модели послужила татановская школа с агроуклоном, где слушатели изучили особенности реализации агротехнологий на пришкольном участке. Состав персонала в этой школе, конечно, расширен: в штате есть и заведующий по питанию, который сам составляет меню, и повара, которые готовят блюда на месте.
Учеба не без теории
Ознакомление с реальными кейсами — это хорошо, но в основе любых знаний лежит теория. После поездок по школам делегация из Армении прослушала курс лекций по организации школьного питания. Среди лекторов были представители Роспотребнадзора Тамбовской области, а также ветеринарного фитосанитарного надзора. На лекциях поднимались важные для повышения качества организации питания детей темы: какие должны быть сопровождающие документы для продукции, поставляемой в школы; как составлять меню, как вести журналы, как организовывать закупку и хранение продуктов, особенности приготовления блюд для школьного питания и многое другое.
За лекциями последовали практические занятия. Под руководством профессиональных поваров слушатели готовили хлебобулочные изделия, учились их формировать и украшать, замешивать тесто на кексы.
На практических занятиях мастера поварского искусства как из Армении, так и принимающей стороны смогли обменяться опытом. Одна из слушательниц устроила настоящий мастер-класс по карвингу, научив преподавателей Тамбовского колледжа вырезать изысканные фигуры из овощей. Другая участница — пекарь-профессионал продемонстрировала разнообразие вариантов формовки мучных изделий из сдобного теста.
Курс тренингов завершился практическим экзаменом. Участники должны были приготовить комплексный обед: суп и второе блюдо по выданным рецептам. Некоторые рецепты предполагали использование пароконвектомата. Так слушатели освоили новый метод приготовления блюд — не в каждой школе и не в каждом колледже в Армении есть такое оборудование.
Тренинг завершился. С большим багажом обновленных знаний по организации школьного питания тренера школьных поваров Армении отправились домой — делиться всем, чему научились с коллегами и вместе работать над улучшением школьного питания в стране.
Мастерство школьного повара не появляется ниоткуда — это годы работы, труда, упорства и обучения. В приготовлении безопасных, вкусных и полезных блюд для школьного питания очень много нюансов от выбора продуктов и способа их приготовления до расчета питательных веществ в соответствии с суточной потребностью растущего организма.
Всему этому поваров обучают на тренингах, которые в рамках развития программы школьного питания проводит агентство «Школьное питание и благополучие детей». В ближайшем будущем в Армении планируется создать курсы повышения квалификации школьных поваров на базе региональных колледжей, чтобы дать возможность как можно большему числу поваров улучшить свои навыки приготовления школьных блюд.
А пока тренера школьных поваров из Армении отправились в город Тамбов, чтобы совершенствовать свои навыки преподавания и ознакомиться с российским опытом организации школьного питания.
Курс повышения квалификации для тренеров школьных поваров проходил с 16 по 20 октября на базе Многопрофильного колледжа им. И. Т. Карасева.
Первые дни участники посещали школы Тамбовской области, знакомясь с разными моделями школьного питания и инфраструктурой современных пищеблоков. Побывали на экскурсии в мясо-молочном и овощеперерабатывающем цехах местных производителей продукции для школьного питания.
Школьное питание от оператора
В школе Сколково города Тамбов, где обучается 3200 детей, гостям показали, как организуется шведский стол. В Мичуринске провели экскурсию по комбинату питания, который готовит для школ и больниц города. В школы, где нет условий для приготовления питания, блюда привозят горячими — остается лишь раздать.
Гости посетили и молочный завод, который также поставляет свою продукцию в школьные столовые в рамках программы «Школьное молоко». Каждую неделю детям бесплатно выдается 200 мл молока. Не всегда молоко дают в чистом виде. Для разнообразия меню из молока или молочных продуктов готовят каши, какао и другие разрешенные в школьном питании блюда.
Питание силами школы
Есть такие школы — как правило, они расположены в сельской местности — территория которых позволяет организовать пришкольное хозяйство. Обычно школа выращивает там натуральные овощи, фрукты, зелень, которые идут на приготовление блюд ученикам. Тот самый случай, когда питание в школе организовано не через оператора, а силами самой школы. Показательным примером такой модели послужила татановская школа с агроуклоном, где слушатели изучили особенности реализации агротехнологий на пришкольном участке. Состав персонала в этой школе, конечно, расширен: в штате есть и заведующий по питанию, который сам составляет меню, и повара, которые готовят блюда на месте.
Учеба не без теории
Ознакомление с реальными кейсами — это хорошо, но в основе любых знаний лежит теория. После поездок по школам делегация из Армении прослушала курс лекций по организации школьного питания. Среди лекторов были представители Роспотребнадзора Тамбовской области, а также ветеринарного фитосанитарного надзора. На лекциях поднимались важные для повышения качества организации питания детей темы: какие должны быть сопровождающие документы для продукции, поставляемой в школы; как составлять меню, как вести журналы, как организовывать закупку и хранение продуктов, особенности приготовления блюд для школьного питания и многое другое.
За лекциями последовали практические занятия. Под руководством профессиональных поваров слушатели готовили хлебобулочные изделия, учились их формировать и украшать, замешивать тесто на кексы.
На практических занятиях мастера поварского искусства как из Армении, так и принимающей стороны смогли обменяться опытом. Одна из слушательниц устроила настоящий мастер-класс по карвингу, научив преподавателей Тамбовского колледжа вырезать изысканные фигуры из овощей. Другая участница — пекарь-профессионал продемонстрировала разнообразие вариантов формовки мучных изделий из сдобного теста.
Курс тренингов завершился практическим экзаменом. Участники должны были приготовить комплексный обед: суп и второе блюдо по выданным рецептам. Некоторые рецепты предполагали использование пароконвектомата. Так слушатели освоили новый метод приготовления блюд — не в каждой школе и не в каждом колледже в Армении есть такое оборудование.
Тренинг завершился. С большим багажом обновленных знаний по организации школьного питания тренера школьных поваров Армении отправились домой — делиться всем, чему научились с коллегами и вместе работать над улучшением школьного питания в стране.