В чем суть кампании?
В теории многие знают, что завтрак — обязательный прием пищи. Но в жизни далеко не все могут похвастаться привычкой регулярно завтракать.
Своей кампанией ВПП ООН как раз и стремиться изменить поведенческие привычки большинства населения Армении. Здесь подчеркнем — не научить, а именно изменить поведение, особенно поведение детей. Поэтому большое значение придается не обучению, а влиянию на поведение на эмоциональном уровне, в позитивном, игровом, веселом ключе. Такой формат позволяет наиболее быстро и эффективно изменить поведение детей, в нашем случае пищевое поведение. И первая пищевая привычка, за которую ВПП ООН взялись вместе со своими основными партнерами — Министерством образования, науки, культуры и спорта и Министерством здравоохранения — это завтраки.
Не все родители до конца осознают, что, пропуская завтрак, дети лишаются возможности раскрыть свой потенциал в течение дня. Позавтракав, ребенок лучше воспринимает информацию, запоминает новый материал в школе, размышляет, получает хорошие оценки. Как следствие, правильно растет и развивается.
Слоган кампании: «Этот день твой». Потому что нужно менять свою жизнь в лучшую сторону здесь и сейчас, а не «с понедельника».
Начали с марза Котайк. В течение двух месяцев ученики 1-4 классов в четырех школах марза участвовали в интерактивных мероприятиях, на которых в развлекательной форме узнавали, насколько полезны здоровые завтраки, как быстро и вкусно их можно приготовить.
Например, тот же бутерброд с сыром уже можно считать завтраком. «Ведь очень часто, наши дети, не едят даже это, и наши исследования показывают, что очень большой процент детей пропускают завтрак, а еще больший процент родителей», — говорит Вардануш. Если в случае со взрослыми это большой урон их здоровью, то в случае с детьми — их растущему организму. Последние исследования показали, что, пропуская завтрак и не получая необходимую пищу по утрам, в течение дня человек начинает есть больше нездоровой пищи. В особенности это касается школьников, которые начинают перекусывать между уроками.
Почему младшеклассники?
Целевой аудиторией кампании стали дети 1-4 классов, потому что повлиять на культуру пищевого поведения маленького ребенка намного легче, чем, к примеру, подростков. А еще потому, что ВПП ООН на протяжении многих лет работает именно с младшеклассниками и предоставляет горячее питание в рамках программы школьного питания почти по всей Армении.
А подростки?
«С подростками тоже есть много эффективных методов работы, например, можно заинтересовать их, вовлекая в приготовление завтраков, покупку продуктов, чаще всего это работает», — уверяет Вардануш.
Большое влияние на подростков имеют в наше время инфлюенсеры, которые являются для них моделью для подражания. Поэтому к проекту подключили инфлюенсеров-мам, которые вместе со своими детишками участвуют в челлендже и готовят легкие и быстрые завтраки из доступных продуктов. Ведь многие жалуются именно на отсутствие времени для приготовления завтрака. К концу кампании планируется объединить все рецепты челленджа и выпустить с ними книгу.
Как проходит кампания?
На стенах всех классов в школе развешены постеры-трекеры завтраков. Каждое утро дети закрашивают ячейки напротив своих фамилий, если позавтракали. Многие дети так вдохновились этой темой, что по собственной инициативе завели специальные тетради и рисуют в них свои завтраки.
«Наша цель — помочь мамам облегчить их труд, а детям дать возможность самим быть ответственными за свой завтрак. Наши последние исследования показали, что в армянских семьях дети сами диктуют и решают, что они хотят есть и даже, что будет есть вся семья. Родители им в этом потакают», — отмечает Вардануш.
В апреле для детей в четырех школах марза Котайк проводились интерактивные представления. Дети были в восторге. «Мне пришло письмо от одного из родителей, мама рассказала, что на следующий день после представления ребенок с утра сделал зарядку и попросил приготовить завтрак, потому что Морковка, один из героев представления, об этом просил. Если мы внедрим эти правильные привычки в жизнь детей сейчас, то велика вероятность, что они останутся в их жизни навсегда», — делится нутрициолог.
В мае ВПП ООН вместе с SIFI провели онлайн марафон для старшеклассников в двух школах марза Котайк. В течение недели дети изучали очень интересные темы: как отличить голод от аппетита, как самостоятельно приготовить быстрый и вкусный завтрак и многое другое.
Младшеклассники тем временем прошли квест на тему завтраков, который для них провели родители дома по разработанным ВПП и SIFI материалам. Очень важно обучать детей чему-то именно через игру, а не скучные и строгие домашние задания.
Также детишки будут получали завтраки каждую неделю в одной из школ. Специальный яркий и брендированный грузовичок привозил к школе завтраки. Пока только одна школа вовлечена в это мероприятие. Это своего рода исследование, чтобы понять, какое из мероприятий более эффективно.
Проект пилотный и реализуется пока только в одном марзе Котайк. Если результаты кампании окажутся положительными, то с сентября планируется охватить всю Армению.
По материалам программы «Доброе утро» Первого общественного телеканала Армении