3 июля стало историческим моментом для программы школьного питания в Армении. Именно в этот день состоялась официальная церемония передачи программы «Устойчивое школьное питание» ВПП ООН правительству.
Мероприятие проходило в Ереване в гостинице «Бест Вестерн Плюс Конгресс». Здесь собрались все, кто трудился над тем, чтобы младшеклассники по всей стране имели возможность каждый день учебного года получать свою порцию горячего блюда: министр образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Жанна Андреасян, исполняющий обязанности постоянного координатора Представительства ООН в Армении Нильс Скотт и президент российского Института отраслевого питания Владимир Чернигов, а также заместители министров Республики Армения и другие высокопоставленные представители международных и государственных структур.
Как сказал Владимир Чернигов: «Дорога в тысячу километров начинается с первого шага. Вместе со всеми вами мы идем по ней уже больше 13 лет. И сегодня сделан еще один маленький шаг в развитии программы и гигантский прыжок с точки зрения того, во что она превратилась».
Программа школьного питания ВПП ООН началась еще в 2010 году с распределения продовольствия уязвимым семьям в сельской местности. С годами проект трансформировался в полномасштабную платформу развития человеческого капитала, которая включает: финансирование школьного питания из бюджета страны, комплексное восстановление инфраструктуры школьных столовых, создание механизмов самофинансирования школ за счет пришкольных хозяйств, воссоздание системы подготовки персонала школьных столовых и обучение администрации школ вопросам организации школьного питания, а учеников и их родителей — основам здорового сбалансированного питания.
«Если бы не постоянная взаимоподдержка, мы не собрались бы здесь сегодня обсуждать успех нашей страны, который уже стал примером для других стран. Сегодня опыт Армении может служить моделью реализации программы школьного питания, — отметила министр образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Жанна Андреасян. — Очень важно, что мы смогли завершить полную передачу программы государству в запланированные сроки, а это значит, что с января 2023 года более 100 тысяч детей 1-4 классов во всех 10 марзах получают питание за счет государственного бюджета».
Программа школьного питания — драйвер развития общины
Программа школьного питания не только о том, чтобы просто кормить детей в школе. Многочисленные исследования подтверждают, что наличие школьного питания влияет на качество образования, повышая посещаемость и концентрацию внимания учеников. Кроме того, сбалансированные школьные обеды становятся образом жизни — знакомясь с основами здорового питания в школе, дети распространяют их в своих семьях, тем самым помогая повысить общественную осведомленность о здоровом питании. По словам министра, в дальнейшем в школьную программу планируется ввести отдельный предмет — курс по основам здорового образа жизни.
«Программа школьного питания способствует также повышению роли женщин. Ведь большинство школьных поваров — женщины, и они получают возможность участвовать в развитии школьного питания. У нас уже есть модули обучения и повышения квалификации школьных поваров на базах колледжей, и я считаю это хорошим результатом. Это доказывает, что возможности программы бесконечны», — отметила министр.
Многое делается для развития устойчивости программы — пилотируются новые модели и механизмы самостоятельного обеспечения школьников питанием.
Так, в марзе Ширак реализован проект устойчивого школьного питания в самой северной и отдаленной общине Арпи. Работа велась в двух направлениях:
1) Развитие собственного производственного потенциала школ, в рамках которого в двух школах созданы теплицы и в пяти установлены солнечные панели.
2) Вовлечение местного бизнес сообщества и мелких фермеров, которым установили солнечные электростанции. Ежеквартально фермеры направляют 30% прибыли от сгенерированной электроэнергии в общинный фонд для развития школьного питания. Кроме того, была создана единственная в общине птицеферма, которая регулярно передает часть производимой продукции на питание школьников.
Реализуется также пилотный проект по производству цельнозерновой муки. Школы Тавуша и Лори выпекают хлеб с добавлением такой муки, делая его гораздо полезнее, чем обычный из рафинированной муки высшего сорта.
Что ждет программу в будущем
Руководитель агентства «Школьное питание и благополучие детей» Сатеник Мкртчян отметила последовательную работу правительства и его намерение продолжать усилия в этом направлении: создание новой стратегии школьного питания, внедрение системы электронного управления, а также расширение программы школьного питания, что, возможно, в будущем позволит обеспечить питанием и старших школьников и, конечно, внедрение программы в столице.
«Думаю, что в следующем году мы уже начнем процесс включения в программу ереванских школ. Это позволит увеличить количество детей, участвующих в программе примерно на 50 тысяч», — подтверждает Жанна Андреасян.
Кроме того, в планах последовательная интеграция инфраструктуры пришкольных хозяйств в образовательную программу. Благодаря сотрудничеству с местными фермерами, дети развивают сельскохозяйственные навыки и делятся ими со своими домочадцами. Возможно, работа на пришкольных участках поможет им в будущем определиться с профессией.
Стоит отметить, что на передаче программы правительству работа ВПП ООН и партнеров не заканчивается. Как отметил исполняющий обязанности постоянного координатора Представительства ООН в Армении Нильс Скотт: «ВПП продолжает оказывать техническую поддержку и предоставлять ресурсы для реализации программы».
Школьное питание в Ереване
Вопросу школьного питания в Ереване было посвящено отдельное заседание. Условия в столице значительно отличаются от регионов. Поэтому здесь нужен свой подход. А какой именно, может показать ряд исследований, которые провели агентство «Школьное питание и благополучие детей» в партнерстве с SIFI, министерством образования, науки, культуры и спорта Армении и мэрией Еревана. Исследования велись в двух направлениях: опрос среди сотрудников администраций школ, родителей, детей и оценка инфраструктуры каждой школы. В опросе участвовали 1200 родителей. Нужно было узнать их отношение к школьному питанию, предпочтения и предложения, возможность участвовать в процессе организации школьного питания.
«Еще в 2021 году мы предложили ереванским школьникам написать о беспокоящих их проблемах и возможных способах решения. В одном из ответов ученица 9-го класса заметила, что школьный буфет — это не место для бизнеса, где проявляется социальное неравенство и интересовалась, почему в ереванских школах до сих пор не предоставляется питание. Сегодня, я хочу сказать этой девочке, что вопрос уже на повестке дня», — отметила руководитель агентства «Школьное питание и благополучие детей» Сатеник Мкртчян.
В чем особенность столичных школ? Первое — это большое количество учеников, которые не идут домой сразу после занятий, а посещают различные секции и кружки, остаются на продленку. Это значит, что они долгое время находятся вне дома без нормального приема пищи.
Еще одна особенность — больше половины детей не успевает завтракать каждый день, а те, кто завтракает, делают это практически на ходу. То есть при разработке программы в школах Еревана надо учитывать этот факт, и включить в школьный курс о здоровом образе жизни раздел о важности завтрака для здоровья растущего организма, а также беседы с родителями.
Другая проблема в том, какими продуктами в основном питаются дети: это продукты с высоким содержанием сахара, хлебобулочные изделия, сладкое, газированные напитки. Очень мало в рационе молочных продуктов, фруктов, практически полностью отсутствуют овощи.
«Все эти особенности четко дают понять, почему у наших детей возникают проблемы со здоровьем, — отметила министр. — Поэтому нам предстоит большая работа. На данном этапе очень важно понять, как сделать программу школьного питания в Ереване наиболее эффективной. Здесь безусловно будет действовать стандартная схема: из госбюджета на питание каждого ребенка ежедневно выделяется 151 драм + 20 драм на оплату работников кухонь. Уже с сентября в школах должность школьного повара будет официальной. Нам надо будет еще понять, какая модель школьного питания наиболее приемлема для столицы».
Как показала оценка инфраструктуры школ, проведенная командой SIFI, некоторые из них не имеют помещений под столовую. Есть и такие, у которых эти помещения в аварийном состоянии. Но как и в регионах, по словам министра, этим вопросом уже занимаются. В рамках программы школьные столовые отремонтируют, а некоторым школам построят новые здания.
Для развития программы школьного питания в столице сделать предстоит еще немало. Но, особый акцент Владимир Чернигов, основываясь на опыте организации бесплатного школьного питания в России, предлагает делать на работе с родителями: «Потому что все идет из семьи».
Школа Гегашен — пример успешного инвестиционного проекта ВПП
На следующий день в рамках мероприятий по передаче программы школьного питания правительству гости посетили школу им. Размика Степаняна в селе Гегашен марза Котайк, чтобы ознакомиться с инвестиционными проектами ВПП ООН.
Директор школы Азнар Арутюнян провела экскурсию по отремонтированной столовой и пищеблоку, рассказала об опыте организации питания в школе. После чего гостям предложили попробовать блюда, которые готовят здесь для маленьких школьников: гречневую кашу, винегрет, вареные яйца и свежий хлеб, испеченный прямо в школе.
После обеда делегация посетила интенсивный ягодный сад на пришкольной территории, который был создан при поддержке ВПП ООН и SIFI. Учителя рассказали про специальные сетки, благодаря которым урожаю не страшен град. Гости попробовали огромную спелую малину прямо с кустов и отметили ее неповторимый вкус. Урожай малины здесь настолько богат, что хватает и на малиновый компот школьникам и на продажу излишков, за счет чего школьный бюджет пополняется вырученными с урожая средствами.
Мероприятие завершилось интерактивным представлением для школьников: «Путешествие во Вселенную здоровой пищи». Герои в игровой форме рассказали детям о принципе здоровой тарелки, предложив им посетить четыре планеты, которые символизируют четыре основных компонента здоровой тарелки: овощи, цельнозерновые продукты, продукты, богатые белком, и молочные продукты. А взрослые гости тем временем смогли на практике убедиться в том, как легко можно увлечь детей сложной, на первый взгляд, темой здорового питания, преподнося образовательную информацию в формате игры.
Мероприятие проходило в Ереване в гостинице «Бест Вестерн Плюс Конгресс». Здесь собрались все, кто трудился над тем, чтобы младшеклассники по всей стране имели возможность каждый день учебного года получать свою порцию горячего блюда: министр образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Жанна Андреасян, исполняющий обязанности постоянного координатора Представительства ООН в Армении Нильс Скотт и президент российского Института отраслевого питания Владимир Чернигов, а также заместители министров Республики Армения и другие высокопоставленные представители международных и государственных структур.
Как сказал Владимир Чернигов: «Дорога в тысячу километров начинается с первого шага. Вместе со всеми вами мы идем по ней уже больше 13 лет. И сегодня сделан еще один маленький шаг в развитии программы и гигантский прыжок с точки зрения того, во что она превратилась».
Программа школьного питания ВПП ООН началась еще в 2010 году с распределения продовольствия уязвимым семьям в сельской местности. С годами проект трансформировался в полномасштабную платформу развития человеческого капитала, которая включает: финансирование школьного питания из бюджета страны, комплексное восстановление инфраструктуры школьных столовых, создание механизмов самофинансирования школ за счет пришкольных хозяйств, воссоздание системы подготовки персонала школьных столовых и обучение администрации школ вопросам организации школьного питания, а учеников и их родителей — основам здорового сбалансированного питания.
«Если бы не постоянная взаимоподдержка, мы не собрались бы здесь сегодня обсуждать успех нашей страны, который уже стал примером для других стран. Сегодня опыт Армении может служить моделью реализации программы школьного питания, — отметила министр образования, науки, культуры и спорта Республики Армения Жанна Андреасян. — Очень важно, что мы смогли завершить полную передачу программы государству в запланированные сроки, а это значит, что с января 2023 года более 100 тысяч детей 1-4 классов во всех 10 марзах получают питание за счет государственного бюджета».
Программа школьного питания — драйвер развития общины
Программа школьного питания не только о том, чтобы просто кормить детей в школе. Многочисленные исследования подтверждают, что наличие школьного питания влияет на качество образования, повышая посещаемость и концентрацию внимания учеников. Кроме того, сбалансированные школьные обеды становятся образом жизни — знакомясь с основами здорового питания в школе, дети распространяют их в своих семьях, тем самым помогая повысить общественную осведомленность о здоровом питании. По словам министра, в дальнейшем в школьную программу планируется ввести отдельный предмет — курс по основам здорового образа жизни.
«Программа школьного питания способствует также повышению роли женщин. Ведь большинство школьных поваров — женщины, и они получают возможность участвовать в развитии школьного питания. У нас уже есть модули обучения и повышения квалификации школьных поваров на базах колледжей, и я считаю это хорошим результатом. Это доказывает, что возможности программы бесконечны», — отметила министр.
Многое делается для развития устойчивости программы — пилотируются новые модели и механизмы самостоятельного обеспечения школьников питанием.
Так, в марзе Ширак реализован проект устойчивого школьного питания в самой северной и отдаленной общине Арпи. Работа велась в двух направлениях:
1) Развитие собственного производственного потенциала школ, в рамках которого в двух школах созданы теплицы и в пяти установлены солнечные панели.
2) Вовлечение местного бизнес сообщества и мелких фермеров, которым установили солнечные электростанции. Ежеквартально фермеры направляют 30% прибыли от сгенерированной электроэнергии в общинный фонд для развития школьного питания. Кроме того, была создана единственная в общине птицеферма, которая регулярно передает часть производимой продукции на питание школьников.
Реализуется также пилотный проект по производству цельнозерновой муки. Школы Тавуша и Лори выпекают хлеб с добавлением такой муки, делая его гораздо полезнее, чем обычный из рафинированной муки высшего сорта.
Что ждет программу в будущем
Руководитель агентства «Школьное питание и благополучие детей» Сатеник Мкртчян отметила последовательную работу правительства и его намерение продолжать усилия в этом направлении: создание новой стратегии школьного питания, внедрение системы электронного управления, а также расширение программы школьного питания, что, возможно, в будущем позволит обеспечить питанием и старших школьников и, конечно, внедрение программы в столице.
«Думаю, что в следующем году мы уже начнем процесс включения в программу ереванских школ. Это позволит увеличить количество детей, участвующих в программе примерно на 50 тысяч», — подтверждает Жанна Андреасян.
Кроме того, в планах последовательная интеграция инфраструктуры пришкольных хозяйств в образовательную программу. Благодаря сотрудничеству с местными фермерами, дети развивают сельскохозяйственные навыки и делятся ими со своими домочадцами. Возможно, работа на пришкольных участках поможет им в будущем определиться с профессией.
Стоит отметить, что на передаче программы правительству работа ВПП ООН и партнеров не заканчивается. Как отметил исполняющий обязанности постоянного координатора Представительства ООН в Армении Нильс Скотт: «ВПП продолжает оказывать техническую поддержку и предоставлять ресурсы для реализации программы».
Школьное питание в Ереване
Вопросу школьного питания в Ереване было посвящено отдельное заседание. Условия в столице значительно отличаются от регионов. Поэтому здесь нужен свой подход. А какой именно, может показать ряд исследований, которые провели агентство «Школьное питание и благополучие детей» в партнерстве с SIFI, министерством образования, науки, культуры и спорта Армении и мэрией Еревана. Исследования велись в двух направлениях: опрос среди сотрудников администраций школ, родителей, детей и оценка инфраструктуры каждой школы. В опросе участвовали 1200 родителей. Нужно было узнать их отношение к школьному питанию, предпочтения и предложения, возможность участвовать в процессе организации школьного питания.
«Еще в 2021 году мы предложили ереванским школьникам написать о беспокоящих их проблемах и возможных способах решения. В одном из ответов ученица 9-го класса заметила, что школьный буфет — это не место для бизнеса, где проявляется социальное неравенство и интересовалась, почему в ереванских школах до сих пор не предоставляется питание. Сегодня, я хочу сказать этой девочке, что вопрос уже на повестке дня», — отметила руководитель агентства «Школьное питание и благополучие детей» Сатеник Мкртчян.
В чем особенность столичных школ? Первое — это большое количество учеников, которые не идут домой сразу после занятий, а посещают различные секции и кружки, остаются на продленку. Это значит, что они долгое время находятся вне дома без нормального приема пищи.
Еще одна особенность — больше половины детей не успевает завтракать каждый день, а те, кто завтракает, делают это практически на ходу. То есть при разработке программы в школах Еревана надо учитывать этот факт, и включить в школьный курс о здоровом образе жизни раздел о важности завтрака для здоровья растущего организма, а также беседы с родителями.
Другая проблема в том, какими продуктами в основном питаются дети: это продукты с высоким содержанием сахара, хлебобулочные изделия, сладкое, газированные напитки. Очень мало в рационе молочных продуктов, фруктов, практически полностью отсутствуют овощи.
«Все эти особенности четко дают понять, почему у наших детей возникают проблемы со здоровьем, — отметила министр. — Поэтому нам предстоит большая работа. На данном этапе очень важно понять, как сделать программу школьного питания в Ереване наиболее эффективной. Здесь безусловно будет действовать стандартная схема: из госбюджета на питание каждого ребенка ежедневно выделяется 151 драм + 20 драм на оплату работников кухонь. Уже с сентября в школах должность школьного повара будет официальной. Нам надо будет еще понять, какая модель школьного питания наиболее приемлема для столицы».
Как показала оценка инфраструктуры школ, проведенная командой SIFI, некоторые из них не имеют помещений под столовую. Есть и такие, у которых эти помещения в аварийном состоянии. Но как и в регионах, по словам министра, этим вопросом уже занимаются. В рамках программы школьные столовые отремонтируют, а некоторым школам построят новые здания.
Для развития программы школьного питания в столице сделать предстоит еще немало. Но, особый акцент Владимир Чернигов, основываясь на опыте организации бесплатного школьного питания в России, предлагает делать на работе с родителями: «Потому что все идет из семьи».
Школа Гегашен — пример успешного инвестиционного проекта ВПП
На следующий день в рамках мероприятий по передаче программы школьного питания правительству гости посетили школу им. Размика Степаняна в селе Гегашен марза Котайк, чтобы ознакомиться с инвестиционными проектами ВПП ООН.
Директор школы Азнар Арутюнян провела экскурсию по отремонтированной столовой и пищеблоку, рассказала об опыте организации питания в школе. После чего гостям предложили попробовать блюда, которые готовят здесь для маленьких школьников: гречневую кашу, винегрет, вареные яйца и свежий хлеб, испеченный прямо в школе.
После обеда делегация посетила интенсивный ягодный сад на пришкольной территории, который был создан при поддержке ВПП ООН и SIFI. Учителя рассказали про специальные сетки, благодаря которым урожаю не страшен град. Гости попробовали огромную спелую малину прямо с кустов и отметили ее неповторимый вкус. Урожай малины здесь настолько богат, что хватает и на малиновый компот школьникам и на продажу излишков, за счет чего школьный бюджет пополняется вырученными с урожая средствами.
Мероприятие завершилось интерактивным представлением для школьников: «Путешествие во Вселенную здоровой пищи». Герои в игровой форме рассказали детям о принципе здоровой тарелки, предложив им посетить четыре планеты, которые символизируют четыре основных компонента здоровой тарелки: овощи, цельнозерновые продукты, продукты, богатые белком, и молочные продукты. А взрослые гости тем временем смогли на практике убедиться в том, как легко можно увлечь детей сложной, на первый взгляд, темой здорового питания, преподнося образовательную информацию в формате игры.
«Трудно было представить, когда это всё начиналось, что спустя время, мы будем говорить о многих вещах, которые уже достигнуты, уже стали нормой, уже не являются каким-то чудом, а являются повседневной, нормальной жизнью и возможностью прежде всего детям Армении, а дети — будущее любой страны, получать нормальное питание. А родителям — не сомневаться, что их дети будут сыты, здоровы, лучше учиться, что они могут принять участие в этом процессе. Я глубоко убежден, что в тарелке со школьным питанием, как в капле воды, отражается и глобальное и личностное, и государственное и человеческое. Это касается всех и влияет на каждого»
президент SIFI Владимир Чернигов