Вопрос питания школьников становится приоритетом для многих стран, и Армения — не исключение. В поисках современных и действительно эффективных решений в области школьного питания армянская делегация во главе с заместителем министра образования, науки, культуры и спорта Армении Араксией Сваджян отправилась в Бразилию — страну, где Национальная программа школьного питания (PNAE) уже несколько десятилетий успешно работает на благо здоровья детей и процветание страны в целом. Цель визита — понять, как устойчивая система школьного питания может не только поддерживать здоровье детей, но и стимулировать экономику, обеспечивать социальную защиту и способствовать формированию здоровых привычек. В состав делегации вошли представители ряда министерств Армении и странового офиса ВПП ООН, Агентства «Школьное питание и благополучие детей» и SIFI.
«Школьное питание в Армении преодолело долгий путь. Однако мир меняется, и мы должны постоянно адаптироваться и искать новые подходы, которые можно интегрировать. Школьное питание — это не просто кормление детей. Это платформа для изменения поведения; для решения проблемы неполноценного питания…Бразильская модель — это всё иллюстрирует.» — отметила Нанна Скау, директор странового офиса ВПП ООН в Армении, добавив, что визит дает возможность не только изучить опыт Бразилии, но и расширить сотрудничество между двумя странами в целях повышения эффективности программ школьного питания: «У Армении также есть опыт, которым можно поделиться с бразильскими партнерами, в особенности — инновационная сельскохозяйственная составляющая нашей программы».
Ключевые встречи делегации
Визит начался с пленарного заседания Бразильского агентства сотрудничества (ABC), а затем делегация посетила Центр передового опыта Всемирной продовольственной программы (CoE/WFP) в Бразилии, который играет важнейшую роль в продвижении успешных практик в области школьного питания на глобальном уровне.
Важным этапом миссии стали встречи с представителями Бразильского национального фонда развития образования (FNDE). Это учреждение координирует такие ключевые аспекты программы, как планирование меню, закупка продукции у местных фермеров и финансирование на федеральном уровне.
Представители армянской делегации подробно изучили подходы к межведомственному взаимодействию, механизмы мониторинга и обеспечение устойчивого финансирования программы школьного питания.
На встрече с FNDE делегация узнала, как в Бразилии используют цифровые платформы для контроля программы и как можно эффективнее организовать закупки и доставку продуктов.
Представители Министерства аграрного развития (MDA) рассказали о роли Министерства в программе школьного питания, о важных программах Бразилии по возрождению сельскохозяйственных территорий в области органического земледелия и о поддержке семейного фермерства.
В Министерстве окружающей среды делегация изучила действующие программы по сохранению ресурсов и роли министерства в программах, связанных с питанием детей.
Представители армянской делегации подробно изучили подходы к межведомственному взаимодействию, механизмы мониторинга и обеспечение устойчивого финансирования программы школьного питания.
На встрече с FNDE делегация узнала, как в Бразилии используют цифровые платформы для контроля программы и как можно эффективнее организовать закупки и доставку продуктов.
Представители Министерства аграрного развития (MDA) рассказали о роли Министерства в программе школьного питания, о важных программах Бразилии по возрождению сельскохозяйственных территорий в области органического земледелия и о поддержке семейного фермерства.
В Министерстве окружающей среды делегация изучила действующие программы по сохранению ресурсов и роли министерства в программах, связанных с питанием детей.
В течение недели интенсивных встреч делегация посетила городскую и сельскую школы, семейную ферму, ознакомилась с деятельностью ассоциации, образованной местными фермами. Также гости узнали о работе социальных столовых, приняли участие в лекциях, мастер-классах и дискуссиях по различным компонентам программы.
Бразильская модель школьного питания
Национальная программа школьного питания Бразилии (PNAE), созданная в 1955 году, выросла из локальной инициативы в мощную систему, охватывающую около 50 миллионов детей с рождения и до 17 лет. Она поддерживает продовольственную безопасность и помогает малым фермерам. Программа работает на всех уровнях управления и финансируется государством, обеспечивая межведомственное сотрудничество. Национальный фонд развития образования (FNDE) распределяет основной бюджет и разрабатывает общие принципы программы, а муниципалитеты дополняют федеральные ресурсы, покрывая затраты на содержание зданий, приготовление питания, зарплату персонала и коммунальные услуги (вода и электричество).
Важная часть — обязательство закупать 30% продуктов у местных фермеров, что поддерживает локальную экономику и обеспечивает школы свежими продуктами.
Важная часть — обязательство закупать 30% продуктов у местных фермеров, что поддерживает локальную экономику и обеспечивает школы свежими продуктами.
«Несколько министерств работают вместе над развитием программы, — рассказала Карина Силва дос Сантос из Фонда развития национального образования (FNDE). — Это делает её устойчивой».
В рамках PNAE дети не только получают полезное питание, но и учатся ценить продукты местного производства. Для армянской делегации этот опыт стал ключевым: построить аналогичную программу, ориентированную на долгосрочные изменения.
Как работает PNAE: фермеры и школьные обеды
Делегация посетила ассоциацию малых фермеров Aspronte и логистический центр — место, куда фермеры доставляют произведенную продукцию, которая затем поступает в школы по заявкам. Поставки здесь формируются еженедельно. Центр оснащен холодильной и морозильной камерой. Таким образом программа сокращает расходы на логистику и поддерживает экономику небольших сельских хозяйств.
На одной из семейных ферм делегация пообщалась с сеньором Абитси, который рассказал, что благодаря программе, его ферма может поставлять клубнику, бобы, морковь, тыкву, свеклу в школы. Фермер поделился, что ему нравится жить в сельской местности и он с большим удовольствием поставляет продукцию для программы школьного питания.
На одной из семейных ферм делегация пообщалась с сеньором Абитси, который рассказал, что благодаря программе, его ферма может поставлять клубнику, бобы, морковь, тыкву, свеклу в школы. Фермер поделился, что ему нравится жить в сельской местности и он с большим удовольствием поставляет продукцию для программы школьного питания.
Питание с уважением к культуре и традициям
Меню для школьников в Бразилии разрабатывается профессиональными нутрициологами, которые учитывают возрастные потребности детей, культурные предпочтения и особенности местной кухни. В некоторых регионах в меню могут включать такие традиционные продукты, как асаи на севере и манго на северо-востоке. Включение региональных продуктов и блюд помогает детям чувствовать связь с культурой своего региона. Такой подход не только поддерживает культурное наследие, но и делает школьное питание более привлекательным и привычным для детей, прививая им здоровые привычки, основанные на местных продуктах и традициях.
Бразильская программа школьного питания предусматривает строгие нормы по ограничению содержания сахара, соли и промышленно обработанных продуктов. Нутрициологи разрабатывают меню таким образом, чтобы дети потребляли не менее трех порций овощей и фруктов в неделю, а также ограничивали потребление сладостей до двух порций в неделю. При этом полностью исключены газированные напитки и продукты с низкой питательной ценностью, такие как чипсы и конфеты.
Бразильская программа школьного питания предусматривает строгие нормы по ограничению содержания сахара, соли и промышленно обработанных продуктов. Нутрициологи разрабатывают меню таким образом, чтобы дети потребляли не менее трех порций овощей и фруктов в неделю, а также ограничивали потребление сладостей до двух порций в неделю. При этом полностью исключены газированные напитки и продукты с низкой питательной ценностью, такие как чипсы и конфеты.
Общественный контроль: как родители, учителя и дети вместе создают школьные обеды
Одним из впечатляющих открытий стало участие местных сообществ в управлении программой школьного питания. В бразильских школах есть общественные советы по школьному питанию, куда входят родители, учителя и сами школьники. Они контролируют качество питания, вносят рекомендации и обеспечивают открытое управление программой. Армянская делегация отметила этот подход как важный пример для повышения доверия и вовлечения общества в школьное питание.
Социальные столовые: питание для всех
Интересным оказалось и посещение социальной столовой «Restaurante Popular» в Федеральном регионе. Этот проект предназначен для обеспечения доступного питания не только детям, но и уязвимым слоям населения. Здесь жители могут поесть за символическую плату, а для социально незащищённых категорий, таких как бездомные, питание предоставляется бесплатно.
Для армянских участников эта модель послужила примером комплексного подхода к продовольственной безопасности. В условиях Армении подобные социальные инициативы могли бы оказать поддержку уязвимым группам и способствовать улучшению благосостояния населения.
Для армянских участников эта модель послужила примером комплексного подхода к продовольственной безопасности. В условиях Армении подобные социальные инициативы могли бы оказать поддержку уязвимым группам и способствовать улучшению благосостояния населения.
Взгляд в будущее: адаптация бразильского опыта в Армении
Бразильский опыт показал, как школьное питание может стать связующим звеном между социальными и экономическими интересами, помогая создавать прочные основы для развития общества.
По возвращении делегация планирует обобщить полученную информацию для улучшения Программы школьного питания в Армении. А в задачах Министерства запланировано расширение школьного питания на старшие классы, разработка моделей школьного питания в Ереване, поддержка трансформационных моделей школьного питания и усиление взаимодействия между министерствами.
По возвращении делегация планирует обобщить полученную информацию для улучшения Программы школьного питания в Армении. А в задачах Министерства запланировано расширение школьного питания на старшие классы, разработка моделей школьного питания в Ереване, поддержка трансформационных моделей школьного питания и усиление взаимодействия между министерствами.