Сила единства
Как школы и фермеры могут помочь друг другу
Совместная публикация Института отраслевого питания и ФАО ООН
Публикация, которую мы предлагаем вашему вниманию, посвящена пилотной «Программе школьного продовольствия и питания во взаимодействии с сельскохозяйственным сектором», которая в настоящее время реализуется в Кыргызской Республике Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН в рамках проекта "Развитие потенциала для укрепления продовольственной безопасности выбранных стран Кавказа и Центральной Азии".

Проект направлен на предоставление мелким фермерам Кыргызстана доступа к сельскохозяйственному рынку за счет централизации поставок сырья и продукции в школы Кеминского района. Это позволит повысить эффективность всего процесса организации школьного питания, создать устойчивые производственно-сбытовые цепочки, и в целом поможет в развитии Национальной программы школьного питания.
Назад к
Страна небесных гор
Бриллиант в азиатской короне древних империй, Кыргызстан, пленяет сердце с первого взгляда горными хребтами Памира и Тянь-Шаня, голубыми просторами озера Иссык-Куль и коврами степей. Здесь растут реликтовые ореховые леса и бьют горячие серные ключи.

Для каждого гостя здесь найдется масса сюрпризов: колоритные юрты и войлочные ковры, кумыс и ошский плов, традиционные конные состязания, песнопения, сказки и легенды.

Словом, Азия во всей красе — вот что такое Кыргызстан!
Кыргызская Республика
17.8%
Торговля и услуги
15.1%
Промышленность
13.2%
Налоги
12.3%
С/х, охота, лесное хозяйство, рыболовство
8.2%
Строительство
Другие источники
Столица
Бишкек
Денежная единица
Официальный язык
Форма правления
Общая территория
Кыргызский сом (KGS)
Кыргызский
Республика
199 951 кв км
$7,6
млрд.
ВВП
ВВП на душу населения
$1 286
According to the National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic
Численность населения
6,2
млн.
50,5%
49,5%
Средняя ожидаемая продолжительность жизни - 71 год
14 203 KGS
~$208
Среднемесячная номинальная заработная плата
Уровень бедности в 2017 году
25,6%
Основные сферы занятости
Сельское хозяйство
27.5%
8.9%
12.3%
7.3%
16.2%
Торговля
4.3%
3.6%
4.7%
Государственное управление
Здравоохранение
Гостиницы и рестораны
Образование
Строительство
Транспорт
Крайняя бедность
0.8%
населения
Кыргызстан – солнечная горная страна с внушительными запасами чистой воды. Неудивительно, что сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики. В этом секторе занята большая часть трудоспособного населения страны.
В советский период Кыргызстан был одним из лидеров по производству хлопка, фруктов, овощей и меда. Сегодня Республика обеспечивает себя зерном, сахаром, хлопком и овощами. Основные зерновые культуры – пшеница, ячмень, кукуруза, овес и рис.
Сельское хозяйство
$ 3,04
млрд.
GDP
Валовая продукция сельского хозяйства (в 2017 году )
52.2%
Растениеводство
Животноводство
45.4%
2.1%
Лесное хозяйство и рыболовство
0.3%
Услуги
312 900
Фермерских хозяйств
10 300
Площадь сельхозугодий
кв км
According to the National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic
Объемы производства (млн долл. США):
32.3
32.6
132.7
359.9
382.9
411.4
Бахчевые культуры
Свекла
Фрукты и ягоды
Картофель
Пшеница и бобовые
Овощи
14,2%
9,8%
14,2%
14,2%
14,2%
2,7%
Динамика (по сравнению с 2016 г.)
В Кыргызстане возделывают более 20 видов овощных культур. В Чуйской области выращивают томаты, огурцы, перец, баклажаны и лук. В Иссык-Кульской и Таласской областях - капусту, редис и бобовые культуры. Бахчевые культуры – тыквы, арбузы и дыни чаще можно встретить в Ошской и Джалал-Абадской областях.
Республика богата фруктами, ореховыми и ягодными культурами. На благодатной почве дают плоды яблони, груши, айва, вишня, слива, черешня, алыча, персики, абрикосы, инжир, гранат и хурма. Из ореховых растут миндаль, фундук, кешью, фисташки, арахис и грецкий орех, из ягод – клубника, малина, смородина, облепиха, барбарис.
О проблемах села
Основу сельского хозяйства составляют мелкие крестьянские хозяйства.

Сегодня они сталкиваются с вызовами, которые препятствуют росту и развитию всей отрасли. Не имея возможности объединиться, фермеры выбывают из цепочки сбыта и не могут участвовать в районных закупках. В одиночку они не могут обеспечить требуемые объемы, например, для нужд школьного питания.

Еще одно препятствие для участия в электронных тендерах – низкая компьютерная грамотность жителей села. Кроме того, местным производителям трудно получить сертификаты качества продукции — лаборатории при районных СЭС плохо оснащены. Помимо этого им негде хранить урожай - нет оборудованных овощехранилищ, да и парк сельхозтехники устарел.
Эти и другие факторы ограничивают рынок сбыта для мелких фермеров, - что актуально и для Азамата Боскебаева.

В его хозяйстве растут овощи, зерновые, кукуруза, ячмень, клевер. Фермер признается: проблем у крестьянских хозяйств предостаточно.

«Весной семена дорогие, нет единого поставщика семян. Топливо тоже дорогое. А осенью цена на продукцию падает, и мы терпим убытки».
Глава областной Ассоциации женщин «Таажы», созданной в рамках проекта ФАО и Правительства Кыргызстана «Расширение экономических возможностей сельских женщин Кыргызской Республики», увлеченно рассказывает о своей работе. Замира Давлетбакова гордится, что женщины – члены ассоциации, уже четвертый год занимаются овощеводством, получая хороший урожай томатов и огурцов.

«Конечно, первыми покупателями были родственники. Часть урожая оставалась и мы не могли найти покупателей. Каждая женщина ездила торговать по больницам, школам. Очень не хватает организации, которая смогла бы принимать и реализовывать весь урожай».

Госпожа Давлетбакова уверена: оборудованное овощехранилище поможет женщинам-фермерам наладить поставки экологически чистых овощей в школы.

Кроме того, по ее словам, в регионе не хватает лаборатории для сертификации продуктов. «В Чон-Кемине выращивают хорошую картошку, которая может пойти на экспорт.

Лаборатория, которая будет проверять качество продукции, смогла бы решить многие проблемы».
О Кеминском районе
Crop production
Livestock raising
2 013
Семей проживают за чертой бедности
Кеминская зона
Орловская зона
Кичи-Кеминская зона
Чон-Кеминская зона
31
17
9 266
1 568
школ
школьников
детских садов
детей
Общая территория
Расположение
Расстояние до столицы
Численность постоянного населения на 2016 год
3 533 кв км
Чуйская область, Север Кыргызстана
95 кв км
45 417 человек
Национальная программа школьного питания
содействии АНО «Институт отраслевого питания».

Пилотная программа ФАО «Школьного продовольствия и питания во взаимодействии с сельскохозяйственным сектором»» началась в 2017 году. Цель пилота — повысить эффективность всего процесса организации школьного питания, способствовать развитию устойчивых цепочек создания стоимости и Национальной программы школьного питания в Кыргызской Республике.

Пилот был реализован в рамках проекта «Развитие потенциала для укрепления продовольственной безопасности выбранных стран Кавказа и Центральной Азии». Целью всего проекта является укрепление продовольственной безопасности и сокращение всех форм недоедания в Армении, Кыргызстане и Таджикистане.
Национальная программа школьного питания — один из инструментов поддержки уязвимого населения, реализуется в Кыргызстане с 2006 года.

К 2017 году Программа значительно улучшилась, и теперь школы стремятся вместо чая и булочки кормить школьников младших классов горячими завтраками.

Помощь национальному правительству в этом деле оказывает Всемирная продовольственная программа ООН при техническом
Crop production
Livestock raising
7
~$0,1
KGS
Во всех школах (кроме г.Бишкек и г.Ош)
7+3
2002 год. Принят закон КР №111 «Об организации питания учащихся в
общеобразовательных школах Кыргызской Республики»
Финансирование
В 2014 году принята Концепция развития национальной программы школьного
питания до 2025 года: «Основные направления развития школьного питания в
Кыргызской Республике»
2018 год. Разработка проекта «Государственной программы развития школьного
питания в Кыргызской Республике».
Выделяется на 1 ученика 1-4 класса
10
KGS
~$0,15
В горных и удаленных районах
14
KGS
~$0,2
В г.Бишкек и г.Ош из местных бюджетов
Общий объем госфинансирования (в 2015 году)
434,4
млн. KGS
398
тыс. школьников
питание для
98
млн. KGS
Зарплата кухонных работников
Национальная программа школьного питания может стать устойчивым рынком сбыта для местных фермеров. Школьные столовые практически круглый год нуждаются в качественных овощах.

Только в 2016-2017 учебном году расчетная потребность школ Кеминского района составила 9,2 тонн картофеля, 4,2 тонн моркови, 2,6 тонн репчатого лука. Для питания школьников также используется много капусты, сладкого перца, помидоров, огурцов, редьки, свеклы и чеснока.
788
333
школ
переоснащены современным
оборудованием за счет вклада доноров
организуют горячее питание
(35%)
школ
Бакай-Атинский район (Таласская область)
Кеминский район (Чуйская область)
Районные программы развития школьного питания
Школьное питание в Кемине
Национальная программа школьного питания
Проект ВПП ООН «Оптимизация школьного питания в Кыргызской Республике»
30
на учащегося
в день
школ
3 653
учеников 1-4 классов
7
~$0,1
KGS
10
школ (учеников 1-4 классов)
KGS
10
~$0,15
Школа села
Ак-Тюз
комплект технологического
оборудования для пищеблока
+ Витаминизированная мука
+ Государственные средства
+ Родительские взносы
2
~$0,03
KGS на учащегося в день
7
~$0,1
KGS на учащегося в день
5
~$0,07
KGS на учащегося в день
В школе N°2 города Орловка Кеминского района привыкли преодолевать трудности: чтобы добиться участия в программе школьного питания пришлось переоборудовать под столовую заброшенный кабинет химии. Сегодня горячее питание здесь получают 333 ученика начальных классов, но до сих пор вопрос поставок продуктов достаточно острый.
До сих пор в Кыргызстане не было удобного, налаженного, эффективного и экономически выгодного механизма сотрудничества местных фермеров и школ. Пилот ФАО по созданию Логистического центра станет первым шагом в налаживании связей на благо детей и сельских жителей.
«В детском питании важно, чтобы продукты были свежие. А свежие они только тогда, когда берутся непосредственно из местных хозяйств. У нас нет складских помещений в школе, поэтому мы покупаем продукты понемногу», - рассказывает директор Галина Шакун.

Помимо забот о свежести продуктов, школа обязана соблюдать правила закупок и объявлять тендеры. С тендерами, по словам директора, очень сложно. «По тендеру нам никто не будет каждый день возить молоко из Бишкека. Овощи нам привозят по тендеру из магазина, но мы не знаем, где они их покупают».
Теперь в школе N°2 вздохнут с облегчением. Новый Логистический центр позволит обеспечивать столовую свежими овощами местного производства. «Мы обеими руками за сотрудничество с Логистическим центром, ведь от этого выиграют наши дети».
О проекте ФАО
Проект ФАО "Наращивание потенциала по укреплению продовольственной безопасности и улучшению питания в ряде стран Кавказа и Центральной Азии" стартовал в 2017 году.

Главная цель проекта - укрепление продовольственной безопасности и сокращение всех форм недоедания в Армении, Кыргызстане и Таджикистане.
Crop production
Livestock raising
270
Логистический центр состоит
из трех хранилищ для картофеля, овощей и иной продукции (по 90 кв м каждый)
250
75% грузового обьема
Основой каждого из трех хранилищ являются
три 40 футовых морских контейнера утепленных
снаружи 50 мм, внутри – 100 мм пенопластом.

Материал внутренней отделки – оцинкованное
железо, наружной обшивки – металл.
Перевозка продукции в школы будет осуществляться изотермическим автофургоном
грузоподъемностью 2,0-2,5 тонны.
картофеля и овощей
Для оперативной проверки
качества продукции,
поставляемой для школьного
питания, при Логистическом
центре создана лаборатория.
кв м
Общая площадь
трех хранилищ
тонн
Одним из направлений проекта в Кыргызстане стало создание Логистического центра школьного питания в одном из районов страны.
В центре пилотного проекта - помощь в повышении эффективности Национальной программы школьного питания за счет поставок местных продуктов в школы. Для реализации амбициозного пилота выбран Кеминский район, расположенный в Чуйской области.
О Логистическом центре
Логистический центр в Кемине должен стать устойчивым районным поставщиком местных продуктов для социальных учреждений. Для этого его оснастили всем необходимым оборудованием, включая транспорт для развоза овощей. Кроме того, в Центре организовано рабочее место специалиста лаборатории по контролю безопасности и качества поставляемой продукции.
Логистический центр поможет снизить транспортные, логистические и административные расходы фермеров - Центр берет на себя все функции по закупке и доставке продукции. Мелкие фермеры теперь смогут пополнять хранилища Центра овощами и фруктами прямо с поля.
Гарантией того, что пилотный проект будет успешным является сотрудничество государства и частного сектора. Предприниматель Кадыр Копжашаров безвозмездно предоставил участок земли для размещения Логистического центра, помещения офиса и лаборатории, озеленил прилегающие территории. Он будет отвечать за организацию раздельного учета затрат и доходов Логистического центра.
«Мы хотим минимизировать разницу цен на овощи осенью и весной. Я буду стараться не завышать цены. Местные производители не будут возить свою продукцию в Токмок или Бишкек, им будет выгоднее сдавать урожай здесь, не тратясь на транспорт и бензин» - говорит Кадыр Копжашаров.
Взаимодействие всех участников пилотного проекта будет координировать Администрация Кеминского района. «Мы будем следить за проведением тендеров. У наших фермеров нет больших объемов урожая, они выращивают продукты на своих небольших участках, в пол гектара или меньше, не могут их сертифицировать. Им этот проект очень поможет», - подчеркивает аким Кеминского района Чуйской области Жумгалбек Дуйшебаев.
Приоритет безопасности
Строгие требования к качеству сырья для производства школьного питания – это не прихоть, а необходимость. На кону здоровье детей – и это понимают все. Без сертификатов качества ни одна школа не примет сырье для столовой.
Начальник районного Центра профилактики заболеваний и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Гульнара Сыдыкова рассказывает, что лаборатории, выдающей такие сертификаты, до сих пор в Кеминском районе не было, что стало непреодолимым препятствием для взаимодействия школ и фермеров.


«Мы выделяем двух сотрудников для работы в лаборатории. Качество овощей, закупаемых у местных производителей, будет проверяться. Мы уже разработали механизмы фитосанитарного контроля и соответствующую методику. Каждая партия после проверки будет отправляться в школы с соответствующими документами».
Полезно всем
Полноценное горячее питание – залог роста здоровых детей. Оно формирует полезные пищевые привычки и дает энергию для учебы. Последствия плохого питания отражаются на здоровье школьников, ослабляя иммунитет и делая организм легкой добычей для болезней.
Среди многочисленных проблем, вызывающих тревогу международных организаций — в их числе учреждения ООН — особое место занимает проблема некачественного питания детей в учебных заведениях.

Эту тревогу разделяют и в Кыргызстане. Однако создание эффективной системы школьного питания — непростой процесс, требующий объединенных усилий многих участников.
Производители и поставщики качественных и свежих продуктов способны оказать неоценимую помощь в этом процессе. Учебные заведения могут стать стабильным рынком сбыта для небольших фермерских хозяйств, обеспечивая им постоянный доход и улучшая экономическую ситуацию в регионе.
В конечном итоге школы получат от фермеров качественные, свежие продукты. Каждый день учебного года школьники будут получать на завтрак или обед блюда с овощами, налитыми солнцем Кыргызстана и наполненными пользой родной земли.



Данный фото-проект был подготовлен Институтом отраслевого питания из г. Москвы в рамках реализации пилотной «Программы школьного питания во взаимодействии с сельскохозяйственным сектором» в Кыргызской Республике.

Программа является частью комплексного проекта «Наращивание потенциала по укреплению продовольственной безопасности и улучшению питания в ряде стран Кавказа и Центральной Азии», который осуществляется Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН.
Проект направлен на продвижение межсекторального сотрудничества, обеспечивая надлежащий потенциал для эффективного налаживания управления координацией между секторами сельского хозяйства, питания, здравоохранения, образования и социальной защиты. Сотрудничество также включает поддержку широкого спектра инициатив на региональном и глобальном уровнях.