Полезные статьи
Истории успеха

3000 долларов за лучший школьный огород: в Армении начался второй этап конкурса огородов

Репортаж Эрмине Багдасарян, Сейран Антонян | Новости «Первого канала» в Армении

Ученики торжественно выкапывают репу: благодаря богатому урожаю с небольшого огорода, на котором трудились весь сезон, ученики школы села Гегаркуник заработали для своей школы три тысячи долларов. Деньги получены за победу в конкурсе «Лучший школьный огород - 2022».

В этом году ВПП ООН, Министерство образования, науки, культуры и спорта Республики Армения и SIFI проводят конкурс уже в четвертый раз.
«На данный момент у нас уже 35 участников из 7 регионов Армении. Этап регистрации завершился 1 апреля, и уже начался второй этап, в процессе которого школы должны прислать свои проекты», — рассказала представитель SIFI Ани Казарян.
Главное условие участия — школа должна входить в программу школьного питания ВПП ООН. Нововведением этого года стала номинация «Лучший огород на подоконнике». Те школы, у которых нет огорода или земельного участка, могут попробовать вырастить микроовощи или микрозелень в горшках в стенах школы.
«Идея заключается в том, чтобы научить школьников приемам получения экологически чистого и обильного урожая без использования пестицидов, — поясняет руководитель Агентства «Школьное питание и благополучие детей» Сатеник Мкртчян, — этим конкурсом мы хотим познакомить детей с идеей инновационного сельского хозяйства. Также мы поднимаем вопрос образовательного характера о том, как совместными усилиями получить результат. Дети видят принцип «от грядки до тарелки» своими глазами: от разрыхления почвы, появления первого ростка и до здорового блюда на столе. Они проходят эти этапы все вместе».
По словам Сатеник Мкртчян, инициатива очень воодушевляет детей. Помимо ухода за огородом, они с помощью взрослых готовят салаты и закуски в школьной столовой, придумывают свои рецепты и присылают их вместе с фото и видео на конкурс.
«Одна школа придумала такую интересную игру-упражнение, что мы собираемся ее опубликовать. Они использовали длину и ширину грядок и рядов для изучения математики. Мы пытаемся сделать такой интересный подход доступным и для других детей», — поделилась Сатеник Мкртчян.
Организаторы проекта признаются: самая сложная часть конкурса — это оценка жюри. Оценивается все, начиная с работы в огороде, заканчивая полетом творческой мысли детей в оформлении огорода. Также важен уровень вовлеченности родителей, учителей и общины, их объединение ради общей идеи.
«Какой огород окажется лучшим среди подавших заявку школ, станет известно к 1 августа, — сообщает Ани Казарян, — Школа-победитель получит три тысячи долларов США, которые она сможет потратить на благоустройство своего огорода, например, на создание системы орошения. Также сумму можно использовать для покупки оборудования для школьной столовой, в рамках программы школьного питания».
Организаторы отмечают, что конкурс учит детей начальной школы полезным навыкам сельскохозяйственного труда, командной работе, а также достойно проигрывать. Когда они видят, что есть школы, у которых результат лучше, чем у них, они прикладывают больше усилий, чтобы победить в следующий раз.