Полезные статьи

Солнечная, теплая и стойкая, как горы — история победителя конкурса «Лучший школьный огород-2022» в Армении

«Мы приглашаем читателей в наш так полюбившийся детям сад, двери которого всегда открыты для гостей, в сад, откуда каждый уходит, унося с собой частичку солнца в своем сердце».

Средняя школа Гегаркуника


Средняя школа Гегаркуника уже второй год подряд принимает участие в самом «зеленом» конкурсе Программы школьного питания в Армении — «Лучший школьный огород». В 2021 году школа удостоилась награды в номинации «Лучший урожай», а в нынешнем — пошла дальше, заняв первое место.


Какой же он — лучший школьный огород 2022 года?


Еще в прошлом году, узнав о запуске конкурса, школа решила создать небольшой огород площадью 50 кв.м на прилегающей к пришкольному яблоневому саду территории. К победе шли сплоченной командой учителей, родителей, детей и просто отзывчивых и преданных людей общины. Результатом общего труда стала победа в особой номинации — «Лучший урожай».


«Почему особой? Потому что мы вложили огромные усилия, энергию, любовь и заботу в этот маленький участок земли, который отблагодарил нас своими щедрыми дарами. Мы сами не ожидали, что на необработанной ранее земле нам удастся вырастить лучший урожай: богатый, вкусный, полезный и экологически чистый».


Вдохновившись прошлогодним результатом, вооружившись новыми идеями и увеличенным до 60 кв.м. огородом, в этом году школа снова решила попытать счастье и достигла почетного первого места.



Особая концепция


В этом году участники конкурса должны были следовать концепции органического земледелия. В своих проектах школы прорабатывали каждый компонент выращивания органических культур: семя, кислород, свет и тепло, вода, углекислый газ, макро- и микроэлементы, кислотность почвы, обогащение почвы микроорганизмами, сильный иммунитет растения и, как следствие, богатый урожай.


Помимо следованию «зеленым» принципам в создании своего огорода, школа Гегаркуника спроектировала дизайн по особой концепции.


«Вдохновением нам служила королева Гегамского хребта, трехглавая гора Аждаак. Мы высадили растения нашего огорода по форме горы Аждаак и восходящего из-за нее солнца. А в центральной части изображения солнца мы посадили подсолнухи».


Как ухаживали за огородом


Гаранты богатого и вкусного урожая — солнечный свет и тепло. Именно по этой причине огород разбили на прилегающем к школе открытом участке, куда не попадает тень от деревьев или зданий, а сами растения посадили так, чтобы более высокие культуры не заслоняли свет тем, что поменьше. Таким образом растения успевали получить от солнца достаточное количество света и тепла.


С помощью специального прибора pH-метра проверили уровень кислотности почвы и выяснили, что на участке нейтральная кислотность (pH 6.34) — самый благоприятный показатель для плодоносного огорода, так как почва в таком случае имеет богатые осадочные слои.



Для посадки выбрали эндемичные для своего региона культуры, урожай которых пойдет на приготовление блюд для учеников школы: картофель, тыква, капуста, брокколи, морковь, белая и красная свекла, зеленый перец, горох, фасоль, клубника, редис, подсолнухи и зелень: петрушка, базилик, укроп. Всего 16 видов растений.



Перед посевом семена оставили на солнце на некоторое время, чтобы с помощью солнечных лучей продезинфицировать их естественным путем, после чего замочили в воде.


Чтобы обеспечить растение необходимым для роста и развития углекислым газом, школа высадила зернобобовые: фасоль и горох, которые богаты азотфиксирующими бактериями и могут связывать атмосферный азот с землей и растущими рядом растениями.



Плодородная почва та, что насыщена кислородом. Обеспечивали это тремя разными методами: вспахали ее осенью и повторно весной перед посевом, затем взрыхлили и очистили от камней и сорняков. Помимо вспахивания, и механического взрыхления, применяли также шиповую аэрацию. По всему участку, особенно в грунте вокруг растений с помощью длинных железных шипов делали отверстия для лучшего почвенного газообмена. Прибегали и к помощи дождевых червей. Как известно, дождевые черви смягчают почву, делают ее более пористой и способствуют проникновению кислорода.


Засеянный огород регулярно поливали в солнечную погоду, чтобы обеспечить почву достаточным количеством воды для прорастания семян. Со временем, уже проросшие растения поливали в вечерние часы, чтобы вода не испарялась, а проникала к корням растений и обеспечивала их водой, необходимой для дальнейшего роста.

Во время земледельческих работ изучали и обращали внимание на цвет и форму листьев растений, наблюдения показали, что выращенные в огороде овощные культуры богаты минералами и отличаются крепким иммунитетом.


«Растения, как и люди, имеют иммунную систему, для повышения работы которой необходимы свет, тепло, кислород, а также постоянная забота, любовь и уход. Все это полностью обеспечили наши дети, учителя, родители и представители общины. Мы вспахивали и разрыхляли землю, очищали ее от сорняков, пропалывали и смягчали. Ко всем растениям мы относились, как к живым существам, посвящали им занятия, получая новые знания и приобретая бесценный опыт».


Осенью после сбора урожая закопали оставшиеся листья и корни растений в землю, чтобы зимой в поверхностных и глубоких слоях почвы произошло гниение. Так, почва обогащается органическим компостом, который служит дополнительным источником тепла для растений и необходимых для плодородия почвы микроорганизмов.


Что посеяли, то и пожали

Результат объединенных усилий не заставил себя долго ждать: конкурсанты получили экологически чистый, богатый урожай. В сборе участвовали все: дети, родители и учителя, а также коллектив школьной газеты «1+1» и члены экоклуба Аждаак. У каждого была своя работа. Младшеклассники собирали урожай, ученики 5-9 классов сортировали его, а старшеклассники размещали продукты в школьном складском помещении. Родители вскапывали землю, учителя собирали листья и коренья, чтобы после сбора урожая зарыть их в почву для получения органического компоста весной.



Часть овощей отложили, чтобы использовать зимой, а часть оставили на семена. Родители и старшеклассники традиционно засолили некоторые овощи, ученики начальной школы приготовили салат из брокколи, капусты, листьев салата-латука и моркови. В сочетании с приготовленной свекольной ботвой получилось замечательное блюдо, которое все с радостью попробовали, делясь впечатлениями от проделанной совместной работы.



Уроки на грядках

Процесс обработки огорода стал для школы не просто скучной и тяжелой работой, а увлекательным обучением детей принципам органического земледелия. И не по учебникам в классах, а на свежем воздухе, на настоящих грядках, где дети могли усвоить новые знания на практике.


Маленькие школьники научились ухаживать за растениями, узнали, когда и как нужно собирать урожай различных культур, ознакомились с работами по очищению земли после сбора урожая, научились рыхлить почву и готовить ее к следующему посевному году, сортировать собранный урожай, делать запасы на зиму, отбирать плоды на семена.


Работа в школьном огороде стала для ребят серией увлекательных уроков под открытым небом.


Старшеклассники подготовили для младших урок-представление под лозунгом «В нашем саду сказка становится реальностью». Ученики 3-х и 4-х классов показали, как они «тянули-тянули и вытянули репку» в постановке одноименной народной сказки. Помогая друг другу, они вытащили из земли настоящую самую большую и самую упрямую репу и «оживили» ее, приклеив глаза, нос и рот.



Усвоенные знания дети закрепляли особым образом. В холле корпуса начальной школы разместили доску под названием «Интерактивный сад». После каждого урока в огороде, ухода за растениями или очередного этапа сбора урожая, дети подходили к доске и оставляли запись в отведенной для них части.



Одним из выбранных школой методов усвоения информации детьми стал метод ЗХУ (Знаю - Хочу Знать - Узнал). Он помогает проверить существующий уровень знаний, какие пробелы есть в этих знаниях. Метод помогает увидеть прогресс в обучении и проанализировать, какую новую информацию дети узнали после изучения темы. Эта игра также развивает навыки работы в команде, укрепляет навыки общения и командный дух. Интерактивная доска стала излюбленным местом школьников.


«Уход за огородом стал новой и оригинальной методикой воспитания, когда вместо множества слов приходит одна короткая фраза “мини-огород”, которая вобрала в себя огромный смысл. Когда всё — от маленького семени до готового урожая дышит невинным, простым и добрым детским смехом, пускает ростки и цветет, каждый день даря свет и тепло. Эти свет и тепло излучают незабудки, которые дети нарисовали на заборе, гнездо для воробьев, которое они создали своими руками, национальные флаги, которыми они украсили заграждения. Действительно, мы не зря выбрали гору Аждаак как источник вдохновения для нашего сада. Она действительно придала нам сил, потому что сейчас у школы есть преданные и стойкие, как горы, люди — ученики и родители, представители местной администрации, школьная газета “1+1”, экоклуб “Аждаак” и многочисленные гости, которые дарят нам тепло и любовь».


Истории успеха Последняя публикация