Наши новости

В Таджикистане запустили пилотные проекты развития школьного питания

Таджикистан
Торжественное открытие пилотных проектов состоялось 13 сентября в школе №3 города Рогун. На мероприятии присутствовали мэр города Рогуна Сулаймонзода Музаффар, заместитель министра здравоохранения и социальной защиты Таджикистана Мирхамуддин Камолзода, представители ВПП ООН, SIFI, директора пилотных школ.

Всего пилотная программа охватила 35 школ Хатлонской области и 15 школ Рогуна и районов Рашт, Нурабад, Таджикобад и Лахш.

Еще в апреле прошлого года министерство здравоохранения и социальной защиты населения, министерство образования и науки Таджикистана совместно с ВПП ООН при помощи российского Института отраслевого питания (SIFI) разработали план действий, который укладывался в логику принятой ранее Стратегии устойчивого развития школьного питания до 2027 года.



На сегодняшний день горячее питание в Таджикистане ежедневно получает больше половины учеников начальной школы в рамках программы ВПП ООН. Более 400 тысяч детей в 1 992 школах страны включены в проект. Но цель его в том, чтобы не половина, а все школьники Таджикистана с 1 по 4 класс получали разнообразное, безопасное, сбалансированное питание при поддержке государства и совместными усилиями школ, местных общин и родителей.

«Мы хотели бы, чтобы во всех школах были такие же условия, как здесь, в Рогуне. Продолжая совместную работу в партнерстве с правительством Таджикистана, при поддержке SIFI, я уверен, мы сможем когда-нибудь дать всем детям Таджикистана то, что получают уже сегодня дети в этой школе», — выразил всеобщее желание всех причастных к проекту директор ВПП ООН в Таджикистане Альберто Мендес.

Чтобы понять, как эффективнее всего можно обеспечивать детей горячим питанием по всей стране, сперва необходимо опробовать разные варианты — ведь не существует одной универсальной схемы для всех. Поэтому в пилотных школах будут тестироваться модели школьно-базовых столовых (одна школа), межшкольных пекарен в пяти школах и пришкольных хозяйств в восми школах (проект, который осуществляется совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (FAO)).

Конечно, нельзя было просто взять и начать кормить детей обедами, печь хлеб и выращивать урожай. Подготовка требовала времени, вложений сил и средств. Оборудование закупалось ВПП ООН и SIFI.

Выступая в этот день в школе, президент SIFI Владимир Чернигов обратился напрямую к главным героям и критикам программ школьного питания — к детям.

«Ребята, если вы не будете хорошо и правильно питаться, будет сложно вырасти большими, здоровыми, умными и красивыми. Именно поэтому давайте разделим задачи — учителя будут вас учить, а мы будем стараться, чтобы вы правильно кушали, и именно тогда вы вырастете настоящими гражданами своей страны. Мы вам желаем хорошо слушать и вкусно кушать», — заключил он.

Целый год специалисты ВПП ООН, SIFI вместе с хукуматами, школами, родителями и учениками занимались ремонтом и приведением в порядок инфраструктуры школьных столовых и пищеблоков. Для того, чтобы организовать общественное питание, а тем более, питание детей, нужно делать все по правилам. Нельзя пренебрегать безопасностью, нельзя оставить что-то «на потом».

Эксперты понимали, что школам поначалу будет трудно справляться с новыми для себя обязанностями. Они постарались помочь, разработав специальные сбалансированные меню, разнообразие и состав которых можно корректировать в зависимости от финансовых возможностей родителей, собирающих деньги на покупку дополнительных продуктов. Участие родителей в том или ином виде, как и во всех программах школьного питания, ключевой фактор.

Повара и работники пищеблоков тоже входят в новую для себя область, и для них были организованы тренинги, которые помогли разобраться в новой технике, правилах организации рабочего места, санитарных нормах, составлении меню и технологиях приготовления школьных обедов на пять с плюсом.