Меню
ТАДЖИКИСТАН
Парники
22 парника в 20 школах Таджикистана
  • Парники с системой капельного орошения
  • Тренинги для сотрудников школы и теплиц
  • Продажа излишков урожая на рынке для финансирования нужд школы
Когда школа сама производит продукты
1999 год — прошло два года с окончания гражданской войны в Таджикистане. В условиях тяжелого экономического положения Таджикистан превратился в одну из беднейших стран мира, где проблема постоянного недоедания среди населения затрудняет социальное и экономическое развитие Республики.

Дети — вот кому в первую очередь нужна помощь в такой ситуации. Поэтому ВПП ООН принимает решение запустить проект «Облегчение доступности образования для детей, находящихся в уязвимом положении». Проект направлен на обеспечение сельских школ минимальным набором продуктов питания: витаминизированная мука, горох, растительное масло и йодированная соль. Но этого недостаточно для полноценного питания школьников.
С 2013 года к работе по проекту подключается Институт отраслевого питания. Правительство Республики начинает получать техническую помощь в формировании системы горячего школьного питания: создается необходимая нормативно-правовая база, успешно реализуется Программа пилотных проектов по развитию школьного питания в восьми школах двух районов Республики — Хатлонского и Согдийского.
Ремонтируются столовые и кухни школ, поставляется новое технологическое оборудование. Персонал, отвечающий за организацию горячего питания в школах, проходит специальное обучение.

Меню учеников должно быть питательным и разнообразным. Этого было сложно добиться списком продуктов от ВПП ООН. Поэтому в 2015 году впервые меню школьников пополнили пышные ароматные булочки из собственных школьных мини-пекарен. Теперь пилотные школы №1 города Рогун и №3 города Нурека Хатлонской области производят свежую выпечку и для себя, и для соседних школ.

Но одних булочек недостаточно! Надо дополнять школьное меню свежими овощами и зеленью — незаменимыми источниками витаминов и минералов для быстро растущего детского организма. А зимой и весной полезных микро и макро- элементов детям особенно не хватает. Поэтому в 2016 году мы решили не ограничиваться пекарнями и предложили ФАО создать на территории школ парники с капельным орошением, чтобы выращивать в них овощи и зелень для школьных обедов. ФАО поддержала эту идею.

В результате в 20 школах Хатлонской области мы установили 22 неотапливаемых парника с системой капельного орошения. Их строительство не требует много средств, а школы могут самостоятельно обслуживать парники после обучения сотрудников.

Почему Хатлонская область? Она находится в южной части Республики Таджикистан — Курган-Тюбинской зоне. При регулярном поливе и уходе за посадками условия климата здесь позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию круглый год, повышая питательность и пользу школьных рационов.
Содержание проекта
Изучив законодательство Республики Таджикистан, мы поняли, что у школ есть право строить парники на пришкольных земельных участках. Более того, они могут продавать излишки выращенной сельскохозяйственной продукции и использовать вырученные с продажи деньги на нужды школы.

Мы учли, что у директоров школ, учителей и всех, кто будет задействован в работе с парниками, может быть мало опыта в этой деятельности. Поэтому разработали Методические рекомендации по организации производства овощей в неотапливаемых теплицах в условиях климата страны. А также обучили сотрудников школ, где установлены парники, принципам подготовки почвы, посадки и ухода за растениями.
Парники — наглядное пособие для учеников
Парники на пришкольном участке можно использовать не только для выращивания овощей. Парники — это отличное место для практических занятий учеников средних и старших классов по предметам «Окружающий мир» и «Биология». Ведь когда материал преподается максимально наглядно — изучаемый предмет можно посмотреть вживую, потрогать, понаблюдать за ним — знания усваиваются намного лучше.



Ученики начальных классов тоже могут многому здесь научиться. С этой целью мы разработали Методическое пособие для преподавателей 1–4 классов и Рабочую тетрадь с заданиями и упражнениями для учеников.

На интерактивных занятиях дети научатся соблюдать правила личной гигиены, узнают, что такое здоровое питание, что нужно есть, чтобы всегда оставаться бодрыми, энергичными и хорошо учиться в школе. Детям расскажут, как растут овощи, как за ними правильно ухаживать. В парнике они смогут увидеть все своими глазами и записать наблюдения в рабочую тетрадь.

Практические задания и опыт работы в парниках — это всегда необычно и интересно. А полученные знания и навыки ученики смогут тут же применить дома, помогая родителям на своих приусадебных участках.