Полезные статьи
Истории успеха

А что посадить, выбирали дети — история школы, занявшей второе место на конкурсе «Лучший школьный огород-2022» в Армении

Как вовлечь детей в сельскохозяйственные работы, чтобы без принуждения, а с горящими глазами и энтузиазмом? Показывает опыт школы Степанавана.

Основная школа №2 имени Г. Лусаворича в Степанаване марза Лори принимала участие в конкурсе еще в прошлом году. С тех пор установили теплицу по грантовой программе, осваивают новые технологии в земледелии, а дети параллельно обучаются естественным наукам в естественных условиях.

В этом году, набравшись опыта, школа заняла второе место на конкурсе «Лучший школьный огород-2022». Активное участие в работе на огороде принимали школьники, начиная с выбора культур для посадки, заканчивая сбором урожая и приготовлением из него вкусных и полезных блюд.


Огород разделили на части. Каждому классу достался свой участок земли, на котором они выращивали то, растение, что выбрали сами: фасоль, горох, свекла, морковь, картофель, кукуруза, огурцы, перец.


Весной возобновились сельскохозяйственный работы. Дважды вспахали почву. Первый раз — трактором, а второй — вручную. Здесь знает каждый школьник — чем пористее почва, тем больше она насыщена кислородом. Территория огорода располагается рядом с южным крылом школы, где очень солнечно, а значит растения точно будут получать достаточно тепла и света. Позаботились о посадках и на случай непогоды — установили противоградовую сеть. Воды у растений, окруженных такой заботой, конечно, тоже в достатке — в огороде действует система капельного орошения.


Плодородие почве принесли органические удобрения, которые собирали всей командой. Выкапывали засохшие остатки растений и смешивали с землей, приносили из дома золу, перепревший навоз, который обогатил почву железом, фосфором, кальцием и магнием.

С помощью лакмусовых бумажек и опытов школьники определили кислотность почвы, ведь от нее зависит, как разные растения будут расти, развиваться и плодоносить.

«Пришкольный огород — отличная площадка для практической работы. Там мы обеспечиваем междисциплинарную связь с разными предметами: география, химия, биология, естествознание, технология и даже предпринимательство. На уроке химии дети изучают химическую структуру почвы, является ли почва кислой, щелочной или нейтральной, какое растение будет лучше расти в какой почве. На уроках биологии изучают опыление, рост и строение растений, на уроках географии учатся определять направление ветра, его влияние на рост растений, — рассказывает директор школы Сюзанна Назарян .— Мы настолько углубились в это, что вместе с учениками решили, что у нас должна быть теплица. Получили ее в результате участия в грантовой программе. Решили выращивать в ней редкие для нашего региона сорта растений: разные виды капусты (кольраби, цикорий, обычная капуста, цветная капуста и т.д.). За теплицей ухаживают также дети под контролем учителя. В работах огорода участвуют наши школьники, начиная с первых классов, родители, община, предприниматели».


Растения, выращенные с такой любовью и заботой, отблагодарили тем же. Осенью школа получила здоровый и щедрый урожай. После его сбора организовали ярмарку, вырученные средства дети использовали на нужды своих классов. А для младшеклассников купили кухонную утварь в столовую. Часть урожая использовали на уроке технологии для приготовления разных блюд из овощей.


Так органический огород принес школе заработок, дополнил школьный рацион разнообразием полезных овощей, а школьники на практике смогли научиться всем тонкостям органического земледелия.

Школа разработала комплексный план для развития огорода и в дальнейшем планирует его расширять, чтобы увеличить количество урожая для переработки. Вот так участие в конкурсе огородов вдохновило школу №2 Степанавана на развитие и улучшение своего пришкольного хозяйства во благо учеников.


Но кто может рассказать о том, как здорово самому принимать участие в уходе за огородом, а потом пожинать плоды своего труда, разделяя радость со своими друзьями? Конечно, те, кто принимал в этом непосредственное участие — сами дети.

Инесса из 7 класса школы рассказывает свою историю.

В этом году наш класс ожидало одно интересное испытание — обработать участок. Мы с большим воодушевлением приняли предложение об участии. Нам не терпелось проверить свои знания о земледелии, сельском хозяйстве, природоведении и применить их на практике, а также научиться новым методам обработки земли и получить хороший урожай.

Естественно, сначала надо было вспахать почву и удобрить ее. За работу принялись все, но, должна признаться, что в этом деле преуспели мальчики нашего класса. За короткое время они вспахали почву, которая до этого не встречала ни одного сельскохозяйственного инструмента.

Затем мы очистили землю от кореньев и сорняков. В этом процессе и девочки, и мальчики участвовали наравне. Одноклассники принесли золу и навоз и посыпали ими землю сразу после вспахивания. Помню, как мы радовались, когда домашние готовили шашлык. Вы сейчас подумаете, какое отношение имеет шашлык к земледелию? Оказывается, прямое: после приготовления шашлыка оставалась зола, которую мы с радостью относили в школу для удобрения.

Теперь нас ожидал нелегкий выбор — что посадить. Из предложенных вариантов мы выбрали морковь, помидоры и огурцы, так как одноклассники очень убедительно рассказывали о пользе этих продуктов для организма, о том, как они помогают поднять иммунитет, бороться против сердечно-сосудистых и кожных заболеваний, поддерживают здоровье ногтей и зубов, ЖКТ. Кстати, мы были единственным классом, кто украсил сад цветами. Да, мы решили посадить и цветы.

Мальчики подготавливали грядки, а девочки сажали семена в надежде получить экологически чистый и богатый витаминами урожай. С неугасающим вдохновением мы спускались в наш огород вместе с классным руководителем, работали на земле и обсуждали разные темы. Занятия по природоведению также проводились в огороде.

Ненужные сорняки мы превратили в гербарий. Было настоящим праздником увидеть первый росток огурца. А как же мы намучались, пока не появилась первая помидорная рассада.

Однако наши ожидания полностью оправдались. Летом мы впервые собрали плоды наших трудов. Собранные овощи мы поделили на равные части и с гордостью отнесли их домой. А как обрадовались домочадцы! Но это уже другая история.

Во второй раз мы собрали урожай в начале сентября и на уроке технологии приготовили овощной салат. Не подумайте, что я хвастаюсь, но мы в жизни не ели ничего вкуснее!

В третий и последний раз мы собрали урожай для участия в ярмарке. Хорошую выручку от продажи мы передали на приготовление вкусных и полезных блюд для малышей нашей школы.

В результате нашей работы мы приобрели новые знания и навыки, как сельскохозяйственные, так и деловые. Некоторые мои одноклассники даже определились с выбором профессии — решили заняться предпринимательством и выращиванием экологически чистых овощей.

Наверно это все, что я хотела сказать. Надеюсь, что программа будет иметь продолжение и мы вырастим новые растения. Желаю всем нам скорейшего достижения наших целей!