Полезные статьи
Истории успеха

Учимся у лучших: кыргызские школы поделились своим опытом в организации школьного питания


Организация горячего питания в школах — процесс не простой, но очень важный. Он влияет не только на здоровье, но и на успеваемость учеников. У детей, особенно из малообеспеченных семей, появляется стимул посещать занятия. Но школа — это больше, чем просто место для учебы, полноценное и разнообразное питание прививает детям привычку соблюдать режим питания, дает возможность развиваться и закладывает основы будущего успешного поколения. С запуском в 2013 году Программы по оптимизации школьного питания 850 школ уже перешли на горячее питание.

Впрочем, просто присоединиться к Программе недостаточно. Необходимо постоянно работать над улучшением системы школьного питания для обеспечения младшеклассников качественным и таким нужным их растущему организму горячим питанием. В сентябре этого года делегации из Таласской, Ошской, Нарынской, Чуйской, Иссык-Кульской и Жалалабадской областей в рамках кампании «Взаимообучение школ», организованной ВПП ООН совместно с SIFI, побывали в двух учебных заведениях Ошской области, чтобы перенять положительный опыт внедрения и развития системы горячего питания.


От каждой области на конкурсной основе жюри выбрало по одной самой мотивированной школе. Помимо директора и представителя родительского комитета, в состав делегации вошли представитель местного самоуправления и специалист по школьному питанию отдела образования.

Знакомство с опытом перехода на горячее питание двух школ Ошского района началось с решения кейса. Участникам обменного визита предстояло предложить свою программу такого перехода, основываясь на том изначальном положении образцовых учебных заведений, в котором они находились в момент принятия решения о внедрении в них горячего питания. В средней школе №50 имени Сайдахматова города Араван это случилось в 2014 году, в средней школе имени Парпиева в Кара-Сууйском районе — пятью годами позже.


Практически все участники правильно определили основные проблемы, которые необходимо было решить для организации школьного питания: подвод к столовым питьевой воды, ремонт и приобретение необходимого оборудования, развитие школьных приусадебных участков, поиск источников финансирования.

О переходе школы им. Сайдахматова на горячее питание рассказала руководитель учебного заведения Джумахон Рахимова. Началось все восемь лет назад с родительского собрания с участием представителей ВПП ООН. После чего родители выделили средства на покупку посуды для школьной столовой, а также приняли непростое на то время решение — ежемесячно доплачивать на питание своего ребенка определенную сумму. За время, прошедшее с запуска горячего питания в этой школе, родительский взнос вырос втрое: с 50 до 150 сомов на ребенка в месяц. Помимо приобретения продуктов питания, часть этих денег идет на оплату труда работников столовой.


Хорошим подспорьем стало для школы собственное пришкольное хозяйство. Участники обменных визитов смогли убедиться в этом лично во время экскурсии, которую провела директор школы. В 2017 году ВПП ООН профинансировала создание теплицы, в которой сейчас выращивают лимоны. Урожай оптом скупают предприниматели, принося школе неплохой доход. Получают здесь выгоду и от продажи выращиваемого уже в открытом грунте картофеля, лука, хурмы, хлопка и риса. Вырученные средства идут на ремонт, покупку нового оборудования, в том числе и кухонного, продукты для школьного меню: овощи, бананы, мандарины, молоко, яблоки. Из этих же денег оплачивают работу завхоза и садовника, которые следят за таким обширным хозяйством. Джумахон Рахимова отметила, что школе также помогают частные спонсоры и бывшие выпускники. Видя такие результаты, они с большим желанием готовы вкладывать свои средства в улучшение жизни школы.


Директор средней школы им. Парпиева Зебина Кочкорова рассказала о своем опыте перехода на горячее питание. В 2019 году, после включения в проект развития ВПП ООН «Оптимизация школьного питания в Кыргызской Республике» она обратилась к местным властям за помощью в проведении ремонта в школьной столовой. На выделенные 800 000 сомов обновили кафель, проложили трубы. Родители помогли приобрести мебель и посуду.


Родители и сейчас активно вкладываются в школьное питание, добровольно сдавая по 300 сомов на ребенка в месяц. Это значительная сумма, учитывая, что в среднем по стране такой взнос меньше — от 100 до 200 сомов. Во многом это заслуга директора школы. Ежемесячно она проводит родительские собрания, на которых подробно отчитывается за проделанную работу и потраченные деньги.


«Школьные повара готовят хлеб, полезные блюда. Для этого у нас созданы все условия. Мы очень рады участвовать в этом проекте», — рассказала Зебина Кочкорова.
«ВПП ООН устанавливает в наших школах современное оборудование, обеспечивает учебные заведения обогащенной мукой. Благодаря этому есть возможность ежедневно готовить детям свежую выпечку», — дополнила специалист образования Кара-Сууйского района Жаркынай Полотбаева.


Вклад приусадебного участка здесь скромнее. Выращивают черешню, урюк и помидоры, в рамках проекта «ЭКОСАД» Компаньон банка начали культивировать карликовые яблони. Осваивают овцеводство. Полученные от продажи урожая деньги идут в основном на ремонт школы, плюс создается финансовая подушка для приобретения продуктов для разнообразного и полноценного школьного питания.

В обеих школах для участников обменного визита провели тренинги. В Араване он был посвящен вопросам использования пришкольных хозяйств. Агротренер Улукбек Жолборсов делился тонкостями ведения работ на приусадебных участках, рассказал, какими они должны быть в зависимости от климатических условий региона, как выращивать фруктовые деревья, как правильно подбирать удобрения, как бороться с вредителями.


В Кара-Сууйском районе под руководством экспертов участники тренинга учились составлять разнообразное и сбалансированное меню. Для облегчения работы школьных поваров им также рекомендовали использовать онлайн-платформу «Меню-калькулятор», которую организаторы презентовали здесь же.


В завершении, основываясь на примере увиденного, участники в группах отработали создание индивидуальных планов по улучшению питания в своих школах. Эти планы должны теперь превратиться в самостоятельные проекты. По итогам обменных визитов договорились, что организаторы будут консультировать школы по ходу реализации этих планов. Представители всех областей, принявших участие в кампании, настроены изменить ситуацию с питанием в своих учебных заведениях. Пример образцовых школ и трудов их директоров в очередной раз подтверждает истину: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»