Полезные статьи
Истории успеха

«Если деревня слабеет, слабеет и государство» — в аграрной школе Геташена обучают будущих фермеров

В прошлом году мы уже рассказывали о необычной школе села Геташен в армянском марзе Армавир. Дополняем историю интересными подробностями.

За весь период обучения в единственной школе села Геташен учащиеся осваивают практически все тонкости земледелия и покидают школу, овладев навыками этой отрасли.

С 2011 года директор школы, агроном по первой профессии, Геворг Мукоян превратил прилегающую к школе территорию площадью 2 га в сад, где у каждого ученика есть свое фруктовое дерево. Дети ухаживают за фруктовыми деревьями, выращивают овощи, цветы, украшают территорию главными атрибутами армянской культуры — кувшинами.

«Наша школа является сельскохозяйственной школой. Когда у нас появился участок, мы превратили его в сад, в основном абрикосовый, и поставили перед собой задачу: чтобы деревьев было столько, сколько учеников. Потом мы поставили еще одну задачу: сколько учеников, столько кустов смородины, и начали сажать смородину между этими деревьями», — рассказывает Геворг Мукоян. Овощи также выращивают в специально созданной теплице, которую удобряют собственным экологически чистым удобрением.

«Ученики овладевают не только навыками агробизнеса или земледелия, но и получают экообразование. Отходы с огорода, столовой, большая часть сорняков уходит в перегнойный колодец, где собирается мягкий мусор. После обработки там мы получаем биогумус, который возвращается в сад», — говорит Геворг.

Собранный урожай первым делом отправляется в столовую, а в случае больших объемов перерабатывается и продается. Продажа осуществляется по решению и под контролем ученического, родительского и педагогического советов.

«У нас есть техники, садовники, а также трактор, сельскохозяйственные инструменты, грузовик, автобус. Наши школьники учатся в реальной среде. Например, во время сбора урожая они делятся на четыре группы: заготовщики, сортировщики, продавцы или, как это сейчас принято называть, сбытовики и переработчики, которые делают варенье, лаваш, чаи и многое другое» — рассказывает Геворг, добавляя, что у них небольшое предприятие, школьники даже умеют организовывать его финансовые потоки. Деньги от продажи ученики перечисляют на внебюджетный счет школы через банк. Таким образом они стараются сделать финансовые потоки максимально прозрачными, и что самое главное — осознать и выполнить свои налоговые обязательства как гражданина.

«С этого возраста они должны понимать, что у них есть обязательства перед государством, они должны платить налоги государству со своих доходов. Мы решаем, как использовать полученные деньги через ученический, родительский и педагогический совет. Иногда заработанные деньги мы отправляли на благотворительность, иногда отправляли солдатам произведенную продукцию».

Здесь, помимо общего образования и агрообразования, школьники учатся осваивать различные ремесла: металлургию, деревообработку, скульптуру, ковроткачество и другие. Каждый год из Геташенской школы в сельскохозяйственную академию поступают абитуриенты, в этом году их четверо. Студенты возвращаются в село. Если они не работают специалистами, то, по крайней мере, становятся успешными фермерами, ведя собственное хозяйство.

«Границы государства начинаются с деревни и заканчиваются деревней. Что будет, если село ослабеет, если мы все покинем село и переедем жить в город, не будем строить дома? Если село ослабеет, ослабеет и государство», — говорит директор школы села Геташен.

По материалам новостного сайта Армении "МЕДИАЛАБ"