Наши новости

Свёкла, бананы, маниок: знакомимся со школьным питанием на Кубе

Куба
В конце прошлого года в рамках партнерского соглашения с ВПП ООН по развитию школьного питания в Республике команда SIFI отправилась в ознакомительную поездку по солнечной Кубе. Наши специалисты узнали, как организовано питание в школах наиболее уязвимых районов и как местные жители всеми силами стараются поддержать инициативу государства улучшить питание подрастающего поколения.

Все за школьное питание
Делегация посетила самую восточную провинцию страны — Гуантанамо. На Кубе именно восточные регионы считаются наименее экономически развитыми и наиболее уязвимыми из-за природно-климатических условий. Чтобы дать возможность маленьким школьникам правильно расти и развиваться благодаря полноценному школьному питанию и вопреки экономическим и природным сложностям, Министерство образования Республики Куба разработало План развития школьного питания.

Реализовывать этот план помогает проект ВПП ООН «Развитие устойчивого школьного питания через поддержку местных продовольственных систем на Кубе». Проект носит комплексный характер и помимо поддержки непосредственно школьного питания, помогает и сельскохозяйственным производителям, которые поставляют свою продукцию в школьные столовые.

Фермерам предоставляются необходимые для работы техника и оборудование, а сами они обучаются современным, наиболее эффективным способам ведения сельского хозяйства, благодаря чему могут значительно увеличить производство своей продукции.

За время поездки специалисты SIFI поговорили с представителями местных властей муниципалитетов Маиси, Эль-Сальвадор и Мануэль-Тамес. Каждый из них выражал глубокую заинтересованность в проекте и готовность делать всё для успешной его реализации.

Местные производители сельскохозяйственной продукции, как кооперативы, так и частные фермеры, также выразили полную готовность поддержать школьное питание. От части это и потому, что многие фермеры — родители самих школьников. Их приверженность проекту обуславливается ещё и личными мотивами.

Местные лайфхаки повышения урожайности
Во всех трех муниципалитетах основную часть территории занимает сельская местность. С одной стороны это подразумевает определенные сложности, связанные с качеством инфраструктуры, а с другой — говорит о возможностях развития сельскохозяйственной деятельности как для самообеспечения, так и для поставки в другие регионы страны.

На полях и огородах выращивают всевозможные экзотические культуры: маниок, банан, папайя, карамбола, гуанабана. Есть и более распространенные: томат, перец, салат, капуста. Одна из основных культур, выращиваемых в Гуантанамо — кофе, который практически весь идет на экспорт.

Много солнца и вредителей-насекомых, характерных для здешнего климата, не мешают получать богатый урожай. Для его защиты смекалистые местные фермеры устанавливают особые теплицы с системой капельного орошения, часть которых закрыта специальной сеткой. По словам самих фермеров, урожайность в таких теплицах повышается в 5-6 раз по сравнению с открытым грунтом.


Пришкольные огороды для питания и знания
Но не только фермерская продукция используется в школьном питании в муниципалитетах Гуантанамо. Многие школы имеют собственные пришкольные хозяйства. Начальная школа «Антонио Масео Грахалес» в муниципалитете Маиси может похвастаться собственным огородом. Здесь для школьного питания выращивают салат, свёклу, банан, малангу, маниок, мангольд, ямс.

Школьные огороды на Кубе используются и в образовательных целях. Как часть учебной программы школьники выполняют небольшую посильную работу в огороде, блаосваивают азы садоводствагодаря чему узнают о пользе фруктов и овощей, . Так школьные огороды не только помогают разнообразить рацион школьников полезными, свежими и натуральными продуктами, но и способствуют распространению знаний о здоровом питании.

Тема здорового питания в кубинских школах обсуждается и на занятиях как часть учебной программы. Дети делают аппликации в виде фруктов и овощей, которые потом украшают школьную столовую, а заодно напоминают ученикам о принципах здорового питания.

Вперед в будущее!
Планы Министерства образования Республики Куба по развитию школьного питания амбициозны. Это обусловлено тем, что школьное питание представляет собой особый вид социальной поддержки, который комплексно решает ряд связанных между собой задач. И главная из них — дать возможность маленьким школьникам получать здоровое полноценное питание для развития, получения образования и дальнейшего благосостояния. Ведь дети — это будущее страны, а инвестировать в будущее это самый верный подход!