Полезные статьи
Истории успеха

Основательный подход к созданию органического огорода — история школы, занявшей третье место на конкурсе «Лучший школьный огород-2022» в Армении

Более ста младшеклассников школы №2 имени Ю. Ерицян села Нор Гехи в марзе Котайк ежедневно ходят в школьную столовую, чтобы насладиться блюдами, приготовленным из свежих натуральных продуктов из школьного огорода. Ради этих малышей школа и приняла решение участвовать в конкурсе: хотели дать им возможность питаться здоровой, органически чистой едой, а заодно научить основам органического земледелия и умению заботиться об окружающей среде, полюбить природу.

Чтобы выстроить работу правильно и добиться хороших результатов, школа заручилась поддержкой партнеров: Государственного сельскохозяйственного колледжа имени Г. Агаджаняна в Нор Гехи и общественной организации «Благоустроим нашу деревню».

С чего всё началось
Около трех лет назад на участке размером 6300 кв.м., прилегающем к школе, команда из сотрудников школы, учеников, их родителей и благотворителей разбила плодовый сад, урожай с которого идет на школьную кухню в рамках Программы школьного питания ВПП ООН. За садом ухаживают ученики и учителя. Свежие фрукты, собранные со школьного сада, помогают обогатить школьный рацион витаминами и укрепить тем самым иммунитет маленьких учеников. Вдохновленные результатами своей деятельности, школьники, учителя и родители решили пойти дальше и разработали проект «Органический огород».


Подготовительные работы
К подготовке отнеслись серьезно. Создали рабочую группу из педагогов, учеников и самых активных родителей, распределили обязанности. Нарисовали карту огорода площадью в 500 кв.м. После чего участок благоустроили, очистили от крупных камней и листьев.

Все участники изучили основы органического овощеводства. В этом вопросе им помогли преподаватели Государственного сельскохозяйственного колледжа Нор Гехи, специализирующиеся в области органического сельского хозяйства.

Школьники собрали материалы о похожих проектах в интернете, нашли книги и брошюры по этой теме. Также все вместе изучили закон Республики Армения «Об органическом сельском хозяйстве». Не обошлись без помощи специалиста по сельскому хозяйству из местного колледжа, который простым и понятным языком объяснил принципы и методы ведения органического сельского хозяйства.

Вооружившись ценными знаниями, приступили к своему проекту.

Как выбирали семена
Какие посадить культуры в огороде, выбирали, что называется, всем миром. Местные фермеры, основываясь на своем многолетнем опыте, рекомендовали использовать именно те сорта, которые приспособлены к климату Нор Гехи. По совету преподавателей колледжа приобрели органические семена из специализированного магазина. Помимо этого, получили в подарок рассаду помидоров, выращенную студентами сельскохозяйственного колледжа, которые также участвовали в посевных работах, обучая школьников правильно сажать семена.

В итоге посадили наиболее устойчивые к болезням местные культуры: помидоры, огурцы, перец, морковь, фасоль, зелень, тыква, свекла, капуста, картофель.


Подготовка почвы
Весной вспахали землю. Для налаживания воздушного режима почвы использовали органические удобрения, соблюдали водный режим и взрыхляли ее. Сорняки удаляли руками или киркой. Ученики начальных классов активно помогали подготовить почву и внимательно слушали рекомендации преподавателей колледжа.


Борьба с вредителями
Так как почва на участке обрабатывалась впервые, она оказалась достаточно здоровой и плодородной, и, следовательно растения тоже были здоровыми во время всего вегетационного периода. Лишь в конце лета на огороде появились белокрылки, но в школе знали, как с ними бороться, не нарушив «зеленого подхода» — использовали специальные липкие ленты. В огороде также высадили несколько рядов клубники. Чтобы уберечь ягоду от болезней, рядом высадили желтоцвет и базилик. Против вредителей капусты использовали мыльную воду.

Лето с пользой
Всё лето дети, родители и учителя с радостью проводили время в огороде, не только ухаживая за растениями, но и принимая участие в тематических викторинах и играх. Органический огород превратился для них в настоящую образовательную платформу, где ученики в доступной развлекательной форме смогли освоить принципы органического земледелия, проводя время в приятной атмосфере.

Долгожданный урожай
В сентябре пожинали плоды своего труда. Урожай собирали школьный садовник и по одному ученику от каждого класса. Первый урожай состоял из клубники и огурцов, затем поспели помидоры, капуста и картофель. Садовник показал детям, как правильно собирать плоды, чтобы не повредить растение.

Часть полученного урожая заморозили, а другую законсервировали, чтобы в дальнейшем угощать детей в школьной столовой.

Уроки на природе
Из собранного урожая дети приготовили салаты, которые удостоились награды в номинации «Лучший салат» в школьном конкурсе. А потом ребята, участвующие в проекте, поделились со своими одноклассниками, о том как они ухаживали за огородом и о важности органического земледелия.

Учителя, конечно, тоже не остались в стороне. Вместе со своими учениками они устраивали беседы и классные часы о здоровом питании, принципах ухода за растениями и бережном отношении к окружающей среде: «Что такое почва и как ее удобрять», «От семени к растению», «Витаминные рецепты», «Как бороться с вредителями без химикатов», «Биогумус и калифорнийские черви», «Компост».

В начале учебного года в школьном огороде организовали экспозицию, которую назвали «Хапама» и «Картофель из печи». На выставку пригласили дорогих гостей: преподавателей Государственного сельскохозяйственного колледжа Нор Гехи, благотворителей и представителей общественной организации «Благоустроим нашу деревню». Школьники рассказали гостям о своей работе в органическом огороде и о полученном урожае. Ученики 3-го класса представили результаты проведенного вместе с классным руководителем исследования о том, насколько здоровы были растения в вегетационный период благодаря соблюдению принципам органического земледелия.

В завершение дети вместе с гостями попробовали органический картофель, приготовленный тут же на костре.

Проект длился пять месяцев. Всё это время ученики, садовник, родители и учителя усердно работали, приобретая теоретические и практические знания и навыки. Очень сплотились и уже составили планы на будущее.

Большие планы
В ближайшее время в школе хотят расширить огород, провести систему капельного орошения, установить противоградовые сетки, и даже создать тепличное хозяйство.
А в следующие летние каникулы для детей планируют организовать «Органический лагерь», где они смогут отдохнуть с пользой, параллельно изучая природу и осваивая принципы защиты окружающей среды.

Вот так затягивает работа с пришкольными хозяйствами. Стоит только начать и уже не хочется останавливаться!