Организация школьного питания, как и любой процесс, связанный с оказанием услуг, требует непрерывного развития. Только так потребители — а в нашем случае это ученики младших классов — получают действительно качественную услугу — безопасное, вкусное и полезное школьное питание.
В Кыргызстане повышение качества школьного питания стало возможным благодаря сотрудничеству ВПП ООН и SIFI. Вот уже 10 лет мы помогаем Правительству страны совершенствовать Национальную программу школьного питания.
Каждый год внедряются новые идеи и решения: от проектирования и оснащения школьных столовых современным кухонным оборудованием до создания тренинг-центра в сфере школьного питания.
В ноябре 2022 года в Бишкеке на базе Кыргызского государственного технического университета им. Раззакова (КГТУ) открыт первый в стране Республиканский центр компетенций по подготовке и переподготовке школьных поваров и кухонных работников (РЦК). В стенах центра слушатели могут получить качественное образование, почерпнуть передовой опыт в области приготовления школьных блюд с применением новейших технологий и современных подходов к обучению.
С появлением такого центра, аналогов которому нет в Кыргызстане, да и в других странах СНГ, перед его создателями встала задача — наметить пути развития РЦК, чтобы он мог принести максимум пользы.
С этой миссией в апреле 2023 года в Бишкек отправилась представитель SIFI и руководитель проекта — Юлия Кудла. На площадке центра компетенций Юлия провела семинар по стратегическому планированию.
Новому центру инновационные методы стратегического планирования
Участники семинара: представители КГТУ, Министерства образования и науки Кыргызской Республики, ВПП ООН и партнерских организаций объединились в достижении общей цели — определить план развития центра компетенций на следующие пять лет.
Сколько людей, столько и мнений — как направить обсуждение в правильное русло, последовательно решать возникающие вопросы и вывести формулу процветания центра? Ключом к успешному проведению судьбоносного для РЦК семинара стала технология форсайт.
Форсайт (от английского «взгляд в будущее») — это технология сценарного прогнозирования будущего. План развития строится на реальных тенденциях и условиях, в которых действует организация.
Планировать развитие проекта по технологии форсайт — значит заглянуть в будущее, но не для того, чтобы предсказать его, а договориться о том, каким его можно сделать совместными усилиями.
Форсайт в деле — как участники смотрели в будущее
С чего обычно начинаются стандартные рабочие встречи или совещания? Люди приходят, жмут друг другу руки, знакомятся. Перекидываются парой слов, рассаживаются по местам с глубоким вздохом: «Возможно, ближайшие час или два будет скучно, мы ни к чему не придем — пустая трата времени».
Наш семинар в корне поменял типичную рабочую встречу, начавшись с «Карусели общения» — приема, который помогает познакомить участников друг с другом в дружественной атмосфере, располагающей к продуктивной работе.
Познакомившись, участники принялись «мечтать»: попытались заглянуть на пять лет вперед и представить, каким будет РЦК в 2028 году. После совместного «мозгового штурма» сформулировали видение центра.
Будущее формируется сейчас. Поэтому для дальнейшей работы над планом развития центра участники, разделившись на три группы, принялись анализировать сегодняшнюю ситуацию со школьным питанием. Рассматривали, какие ресурсы доступны в стране для внедрения горячего питания в школах, какие организации и структуры помогают в развитии школьного питания, какие есть законы, регулирующее вопросы, связанные с организацией школьного питания.
Обсудив все эти моменты, участники сошлись на том, что в Кыргызстане созданы все условия для развития школьного питания благодаря поддержке со стороны государства, международных и местных некоммерческих организаций, созданной законодательной базе.
На следующем этапе группам предстояло описать происходящие в мире, регионе, стране процессы, которые могут повлиять на работу организаций, занимающихся оптимизацией школьного питания. В результате дискуссии определили список трендов: рост заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, анемия), среди детей; постоянное внедрение инновационных подходов в сфере технологий обработки продуктов и приготовления блюд; рост популярности здорового питания и другие.
Наконец, подошли к главной части семинара. Опираясь на выявленные тренды, имеющиеся ресурсы, нужно было составить пошаговый сценарий развития РЦК, который приведет к намеченной в начале семинара картине 2028 года — сделать будущее реальностью. Что самое интригующее — нельзя было забывать про «черных лебедей», представляющих собой труднопрогнозируемые отрицательные или положительные события, кардинально меняющие ситуацию.
Группы участников разработали три сценария развития центра компетенций, исходя из разных установок:
Прогноз развития центра к 2028 году
У каждого участника сессии была своя точка зрения, но все сошлись в одном. Для успешного и устойчивого функционирования центра необходимы компетентные кадры, уникальные программы обучения, собственная пищевая лаборатория, продуманная стратегия продвижения — о центре должны знать все, и привлечение средств из различных источников.
В конечном итоге все организации, работающие в сфере детского питания, должны предоставлять безопасное, качественное, сбалансированное питание для подрастающего поколения по единому стандарту.
Вот так, в легкой дружественной обстановке, став частью той же игры, только взрослой, люди смогли построить реалистичный, но в то же время полный идей и возможностей план развития Республиканского центра компетенций.
В Кыргызстане повышение качества школьного питания стало возможным благодаря сотрудничеству ВПП ООН и SIFI. Вот уже 10 лет мы помогаем Правительству страны совершенствовать Национальную программу школьного питания.
Каждый год внедряются новые идеи и решения: от проектирования и оснащения школьных столовых современным кухонным оборудованием до создания тренинг-центра в сфере школьного питания.
В ноябре 2022 года в Бишкеке на базе Кыргызского государственного технического университета им. Раззакова (КГТУ) открыт первый в стране Республиканский центр компетенций по подготовке и переподготовке школьных поваров и кухонных работников (РЦК). В стенах центра слушатели могут получить качественное образование, почерпнуть передовой опыт в области приготовления школьных блюд с применением новейших технологий и современных подходов к обучению.
С появлением такого центра, аналогов которому нет в Кыргызстане, да и в других странах СНГ, перед его создателями встала задача — наметить пути развития РЦК, чтобы он мог принести максимум пользы.
С этой миссией в апреле 2023 года в Бишкек отправилась представитель SIFI и руководитель проекта — Юлия Кудла. На площадке центра компетенций Юлия провела семинар по стратегическому планированию.
Новому центру инновационные методы стратегического планирования
Участники семинара: представители КГТУ, Министерства образования и науки Кыргызской Республики, ВПП ООН и партнерских организаций объединились в достижении общей цели — определить план развития центра компетенций на следующие пять лет.
Сколько людей, столько и мнений — как направить обсуждение в правильное русло, последовательно решать возникающие вопросы и вывести формулу процветания центра? Ключом к успешному проведению судьбоносного для РЦК семинара стала технология форсайт.
Форсайт (от английского «взгляд в будущее») — это технология сценарного прогнозирования будущего. План развития строится на реальных тенденциях и условиях, в которых действует организация.
Планировать развитие проекта по технологии форсайт — значит заглянуть в будущее, но не для того, чтобы предсказать его, а договориться о том, каким его можно сделать совместными усилиями.
Форсайт в деле — как участники смотрели в будущее
С чего обычно начинаются стандартные рабочие встречи или совещания? Люди приходят, жмут друг другу руки, знакомятся. Перекидываются парой слов, рассаживаются по местам с глубоким вздохом: «Возможно, ближайшие час или два будет скучно, мы ни к чему не придем — пустая трата времени».
Наш семинар в корне поменял типичную рабочую встречу, начавшись с «Карусели общения» — приема, который помогает познакомить участников друг с другом в дружественной атмосфере, располагающей к продуктивной работе.
Познакомившись, участники принялись «мечтать»: попытались заглянуть на пять лет вперед и представить, каким будет РЦК в 2028 году. После совместного «мозгового штурма» сформулировали видение центра.
Процветающий и постоянно совершенствующийся хаб — площадка, интегрирующая инновационные образовательные практики и подходы. Признанный на международном уровне, центр оказывает услуги, направленные на улучшение качества общественного питания, пользу от которых получает более 1 млн человек.
Будущее формируется сейчас. Поэтому для дальнейшей работы над планом развития центра участники, разделившись на три группы, принялись анализировать сегодняшнюю ситуацию со школьным питанием. Рассматривали, какие ресурсы доступны в стране для внедрения горячего питания в школах, какие организации и структуры помогают в развитии школьного питания, какие есть законы, регулирующее вопросы, связанные с организацией школьного питания.
Обсудив все эти моменты, участники сошлись на том, что в Кыргызстане созданы все условия для развития школьного питания благодаря поддержке со стороны государства, международных и местных некоммерческих организаций, созданной законодательной базе.
На следующем этапе группам предстояло описать происходящие в мире, регионе, стране процессы, которые могут повлиять на работу организаций, занимающихся оптимизацией школьного питания. В результате дискуссии определили список трендов: рост заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, анемия), среди детей; постоянное внедрение инновационных подходов в сфере технологий обработки продуктов и приготовления блюд; рост популярности здорового питания и другие.
Наконец, подошли к главной части семинара. Опираясь на выявленные тренды, имеющиеся ресурсы, нужно было составить пошаговый сценарий развития РЦК, который приведет к намеченной в начале семинара картине 2028 года — сделать будущее реальностью. Что самое интригующее — нельзя было забывать про «черных лебедей», представляющих собой труднопрогнозируемые отрицательные или положительные события, кардинально меняющие ситуацию.
Группы участников разработали три сценария развития центра компетенций, исходя из разных установок:
- Оптимистичная — люди, которые во всем видят возможности.
- Пессимистичная — люди, которые склонны оценивать риски и видят угрозы.
- Реалистичная — люди, которые видят реальную картину.
Прогноз развития центра к 2028 году
У каждого участника сессии была своя точка зрения, но все сошлись в одном. Для успешного и устойчивого функционирования центра необходимы компетентные кадры, уникальные программы обучения, собственная пищевая лаборатория, продуманная стратегия продвижения — о центре должны знать все, и привлечение средств из различных источников.
В конечном итоге все организации, работающие в сфере детского питания, должны предоставлять безопасное, качественное, сбалансированное питание для подрастающего поколения по единому стандарту.
Вот так, в легкой дружественной обстановке, став частью той же игры, только взрослой, люди смогли построить реалистичный, но в то же время полный идей и возможностей план развития Республиканского центра компетенций.