Одна из основных задач Программы оптимизации школьного питания ВПП ООН в Кыргызстане — привлечение учителей, родителей и представителей местных сообществ к активному участию в организации школьного питания. Только в союзе — объединив усилия и возможности всех, кто связан с обеспечением детей горячими обедами в школах, можно добиться успешной реализации программы. А значит и того, что дети регулярно будут получать качественное питание, которое пойдет на пользу их растущему организму.
С этой целью в конце прошлого года Фонд Инсан Лейлек — локальный партнер ВПП ООН в Кыргызстане — провел семинары для родителей о важности школьного питания. Лекционный материал разработала команда SIFI.
Всего с сентября по декабрь 2022 года прошло 56 таких семинаров в большинстве областей Кыргызстана: Ошской, Джалал-Абадской, Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской. К сожалению, из-за военных действий в Баткенской области запланированные там мероприятия не состоялись и были перенесены на более поздний срок. В семинарах приняли участие почти 1200 родителей учеников 1-4 классов.
С этой целью в конце прошлого года Фонд Инсан Лейлек — локальный партнер ВПП ООН в Кыргызстане — провел семинары для родителей о важности школьного питания. Лекционный материал разработала команда SIFI.
Всего с сентября по декабрь 2022 года прошло 56 таких семинаров в большинстве областей Кыргызстана: Ошской, Джалал-Абадской, Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской. К сожалению, из-за военных действий в Баткенской области запланированные там мероприятия не состоялись и были перенесены на более поздний срок. В семинарах приняли участие почти 1200 родителей учеников 1-4 классов.
А всё ли родители знают о школьном питании?
Перед началом каждого семинара родителям предлагалось ответить на 11 вопросов на тему школьного питания. Такое предварительное тестирование показало, что большинство родителей имеют очень малое представление о теме. Редко кому из взрослых удавалось найти правильные ответы даже на половину вопросов.
На семинарах представители ВПП ООН и Фонда Инсан Лейлек рассказывали об организации школьного питания. Подчеркивали, насколько важно, чтобы питание детей было разнообразным и сбалансированным, объясняли влияние здорового питания на физическое и умственное развитие ребенка, усидчивость и успеваемость на уроках в школе. Есть исследования, которые доказывают тесную связь между полноценным питанием и способностью к усвоению школьного материала.
Родителей также познакомили с основами рационального питания по принципу здоровой тарелки, разработанной по рекомендациям кыргызских специалистов. Принцип помогает составить рацион питания так, чтобы ребенок в течение дня получал максимум полезных веществ из разных здоровых продуктов.
Перед началом каждого семинара родителям предлагалось ответить на 11 вопросов на тему школьного питания. Такое предварительное тестирование показало, что большинство родителей имеют очень малое представление о теме. Редко кому из взрослых удавалось найти правильные ответы даже на половину вопросов.
На семинарах представители ВПП ООН и Фонда Инсан Лейлек рассказывали об организации школьного питания. Подчеркивали, насколько важно, чтобы питание детей было разнообразным и сбалансированным, объясняли влияние здорового питания на физическое и умственное развитие ребенка, усидчивость и успеваемость на уроках в школе. Есть исследования, которые доказывают тесную связь между полноценным питанием и способностью к усвоению школьного материала.
Родителей также познакомили с основами рационального питания по принципу здоровой тарелки, разработанной по рекомендациям кыргызских специалистов. Принцип помогает составить рацион питания так, чтобы ребенок в течение дня получал максимум полезных веществ из разных здоровых продуктов.
Вопросы финансирования школьного питания — понять и действовать
Освоенную теорию родители могли отработать на практике. Так, одно из заданий практической части семинара было проанализировать школьное меню на предмет соответствия принципам здорового питания ребенка и ограниченного бюджета на закупку продуктов для приготовления блюда.
Задание затрагивало вопрос финансирования закупок продуктов для школьного питания. На сегодняшний день из республиканского бюджета школы получают 7-10 сомов на одного ребенка в день. Таких средств явно недостаточно для обеспечения школьников полноценным горячим питанием. Но законодательство Кыргызстана учитывает этот факт и позволяет увеличивать фонд финансирования за счет добровольных взносов родителей.
Родители сами принимают решение о возможности участия в этом процессе. В любом случае их детей будут кормить на те средства, что выделяет государство. Но у родителей есть возможность сделать школьное питание лучше.
Освоенную теорию родители могли отработать на практике. Так, одно из заданий практической части семинара было проанализировать школьное меню на предмет соответствия принципам здорового питания ребенка и ограниченного бюджета на закупку продуктов для приготовления блюда.
Задание затрагивало вопрос финансирования закупок продуктов для школьного питания. На сегодняшний день из республиканского бюджета школы получают 7-10 сомов на одного ребенка в день. Таких средств явно недостаточно для обеспечения школьников полноценным горячим питанием. Но законодательство Кыргызстана учитывает этот факт и позволяет увеличивать фонд финансирования за счет добровольных взносов родителей.
Родители сами принимают решение о возможности участия в этом процессе. В любом случае их детей будут кормить на те средства, что выделяет государство. Но у родителей есть возможность сделать школьное питание лучше.
Во время отбора школ для проведения семинаров перед Фондом Инсан Лейлек стояла задача мотивировать родителей, которые не принимают участие в финансировании школьного питания, поверить в программу и начать делать посильный вклад в школьное питание своих детей. Именно поэтому фонд выбрал школы с наименьшим числом вовлеченных родителей.
Каковы результаты?
Проведенные семинары дали свои плоды. В 34 школах из 56 родители стали делать взносы. Причем большинство готово вкладывать в питание своего ребенка от 100 до 200 сомов в месяц, а около трети согласны увеличить эту сумму и до 300 сомов.
Тестирование, проведенное среди родителей по окончанию однодневных семинаров, показало резкий рост качества их знаний в области здорового питания. Участники семинаров отвечали правильно практически на все вопросы теста: в среднем на 10 из 11.
Важно, что помимо финансирования питания своего ребенка в школе родители также изъявили желание принимать участие и в организационных моментах. Так, чуть менее трети готовы самостоятельно организовывать сборы, около 14 процентов готовы принимать участие в работе школьных бракеражных комиссий, контролирующих организацию питания детей на постоянной основе. Около четверти опрошенных готовы сами организовывать и проводить семинары для других родителей, чтобы убедить их внести свой вклад в организацию школьного питания.
Каковы результаты?
Проведенные семинары дали свои плоды. В 34 школах из 56 родители стали делать взносы. Причем большинство готово вкладывать в питание своего ребенка от 100 до 200 сомов в месяц, а около трети согласны увеличить эту сумму и до 300 сомов.
Тестирование, проведенное среди родителей по окончанию однодневных семинаров, показало резкий рост качества их знаний в области здорового питания. Участники семинаров отвечали правильно практически на все вопросы теста: в среднем на 10 из 11.
Важно, что помимо финансирования питания своего ребенка в школе родители также изъявили желание принимать участие и в организационных моментах. Так, чуть менее трети готовы самостоятельно организовывать сборы, около 14 процентов готовы принимать участие в работе школьных бракеражных комиссий, контролирующих организацию питания детей на постоянной основе. Около четверти опрошенных готовы сами организовывать и проводить семинары для других родителей, чтобы убедить их внести свой вклад в организацию школьного питания.
Увы, но есть и абсолютно противоположные примеры. Так в Нарынской области родители во время семинара согласились на сбор средств, но позже отказались от своего первоначального решения. На родителей повлияла активно высказываемая позиция популярного в стране блогера Улугбека Карыбек уулу, на Youtube-канал которого подписаны более 450 тысяч человек. Блогер неоднократно в своих выпусках выступал против любых необоснованных, по его мнению, сборов с родителей денег в школах Кыргызстана, и с активностью которого СМИ даже связывают увольнение одного из директоров школ.
В Чуйской области свое влияние оказывает социальный статус родителей. Здесь проживает большое число мигрантов и безработных. Директора школ при этом не пытаются убедить родителей в необходимости поддержки программы школьного питания и, ссылаясь на приказ Министерства образования, даже препятствуют сбору средств. Приказ от 2019 года запрещает руководству школ осуществлять незаконный сбор денег с родителей. Однако многие забывают, что речь идет прежде всего о деньгах на ремонт школ и покупку различных предметов для школьных кабинетов. Как сообщил в феврале этого года пресс-секретарь президента страны Эрбол Султанаев, именно на эти цели будут выделяться средства из республиканского бюджета. Об увеличении же бюджетного финансирования на школьное питание речи в этом году не идет. Поэтому при отсутствии дополнительных источников и при нынешнем уровне цен на продукты школам снова придется перейти на выдачу булочки и напитка вместо горячего обеда.
В дальнейшем предстоит провести еще немало просветительской работы среди родителей. При этом необходимо понимать, что от выступлений экспертов стоит переходить к диалогу и переговорам уже внутри самих сообществ. Ведь именно родители, семьи и представители различных местных сообществ должны стать ключевыми носителями идей перемен.
В Чуйской области свое влияние оказывает социальный статус родителей. Здесь проживает большое число мигрантов и безработных. Директора школ при этом не пытаются убедить родителей в необходимости поддержки программы школьного питания и, ссылаясь на приказ Министерства образования, даже препятствуют сбору средств. Приказ от 2019 года запрещает руководству школ осуществлять незаконный сбор денег с родителей. Однако многие забывают, что речь идет прежде всего о деньгах на ремонт школ и покупку различных предметов для школьных кабинетов. Как сообщил в феврале этого года пресс-секретарь президента страны Эрбол Султанаев, именно на эти цели будут выделяться средства из республиканского бюджета. Об увеличении же бюджетного финансирования на школьное питание речи в этом году не идет. Поэтому при отсутствии дополнительных источников и при нынешнем уровне цен на продукты школам снова придется перейти на выдачу булочки и напитка вместо горячего обеда.
В дальнейшем предстоит провести еще немало просветительской работы среди родителей. При этом необходимо понимать, что от выступлений экспертов стоит переходить к диалогу и переговорам уже внутри самих сообществ. Ведь именно родители, семьи и представители различных местных сообществ должны стать ключевыми носителями идей перемен.