Одна из основных задач Программы оптимизации школьного питания ВПП ООН в Кыргызстане — привлечение учителей, родителей и представителей местных сообществ к активному участию в организации школьного питания. Только в союзе — объединив усилия и возможности всех, кто связан с обеспечением детей горячими обедами в школах, можно добиться успешной реализации программы. А значит и того, что дети регулярно будут получать качественное питание, которое пойдет на пользу их растущему организму.
С этой целью в конце прошлого года Фонд Инсан Лейлек — локальный партнер ВПП ООН в Кыргызстане — провел семинары для родителей о важности школьного питания. Лекционный материал разработала команда SIFI.
Всего с сентября по декабрь 2022 года прошло 56 таких семинаров в большинстве областей Кыргызстана: Ошской, Джалал-Абадской, Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской. К сожалению, из-за военных действий в Баткенской области запланированные там мероприятия не состоялись и были перенесены на более поздний срок. В семинарах приняли участие почти 1200 родителей учеников 1-4 классов.
А всё ли родители знают о школьном питании?
Перед началом каждого семинара родителям предлагалось ответить на 11 вопросов на тему школьного питания. Такое предварительное тестирование показало, что большинство родителей имеют очень малое представление о теме. Редко кому из взрослых удавалось найти правильные ответы даже на половину вопросов.
На семинарах представители ВПП ООН и Фонда Инсан Лейлек рассказывали об организации школьного питания. Подчеркивали, насколько важно, чтобы питание детей было разнообразным и сбалансированным, объясняли влияние здорового питания на физическое и умственное развитие ребенка, усидчивость и успеваемость на уроках в школе. Есть исследования, которые доказывают тесную связь между полноценным питанием и способностью к усвоению школьного материала.
Родителей также познакомили с основами рационального питания по принципу здоровой тарелки, разработанной по рекомендациям кыргызских специалистов. Принцип помогает составить рацион питания так, чтобы ребенок в течение дня получал максимум полезных веществ из разных здоровых продуктов.
Вопросы финансирования школьного питания — понять и действовать
Освоенную теорию родители могли отработать на практике. Так, одно из заданий практической части семинара было проанализировать школьное меню на предмет соответствия принципам здорового питания ребенка и ограниченного бюджета на закупку продуктов для приготовления блюда.
Задание затрагивало вопрос финансирования закупок продуктов для школьного питания. На сегодняшний день из республиканского бюджета школы получают 7-10 сомов на одного ребенка в день. Таких средств явно недостаточно для обеспечения школьников полноценным горячим питанием. Но законодательство Кыргызстана учитывает этот факт и позволяет увеличивать фонд финансирования за счет добровольных взносов родителей.
Родители сами принимают решение о возможности участия в этом процессе. В любом случае их детей будут кормить на те средства, что выделяет государство. Но у родителей есть возможность сделать школьное питание лучше.
Во время отбора школ для проведения семинаров перед Фондом Инсан Лейлек стояла задача мотивировать родителей, которые не принимают участие в финансировании школьного питания, поверить в программу и начать делать посильный вклад в школьное питание своих детей. Именно поэтому фонд выбрал школы с наименьшим числом вовлеченных родителей.
Каковы результаты?
Проведенные семинары дали свои плоды. В 34 школах из 56 родители стали делать взносы. Причем большинство готово вкладывать в питание своего ребенка от 100 до 200 сомов в месяц, а около трети согласны увеличить эту сумму и до 300 сомов.
Тестирование, проведенное среди родителей по окончанию однодневных семинаров, показало резкий рост качества их знаний в области здорового питания. Участники семинаров отвечали правильно практически на все вопросы теста: в среднем на 10 из 11.
Важно, что помимо финансирования питания своего ребенка в школе родители также изъявили желание принимать участие и в организационных моментах. Так, чуть менее трети готовы самостоятельно организовывать сборы, около 14 процентов готовы принимать участие в работе школьных бракеражных комиссий, контролирующих организацию питания детей на постоянной основе. Около четверти опрошенных готовы сами организовывать и проводить семинары для других родителей, чтобы убедить их внести свой вклад в организацию школьного питания.
Увы, но есть и абсолютно противоположные примеры. Так в Нарынской области родители во время семинара согласились на сбор средств, но позже отказались от своего первоначального решения. На родителей повлияла активно высказываемая позиция популярного в стране блогера Улугбека Карыбек уулу, на Youtube-канал которого подписаны более 450 тысяч человек. Блогер неоднократно в своих выпусках выступал против любых необоснованных, по его мнению, сборов с родителей денег в школах Кыргызстана, и с активностью которого СМИ даже связывают увольнение одного из директоров школ.
В Чуйской области свое влияние оказывает социальный статус родителей. Здесь проживает большое число мигрантов и безработных. Директора школ при этом не пытаются убедить родителей в необходимости поддержки программы школьного питания и, ссылаясь на приказ Министерства образования, даже препятствуют сбору средств. Приказ от 2019 года запрещает руководству школ осуществлять незаконный сбор денег с родителей. Однако многие забывают, что речь идет прежде всего о деньгах на ремонт школ и покупку различных предметов для школьных кабинетов. Как сообщил в феврале этого года пресс-секретарь президента страны Эрбол Султанаев, именно на эти цели будут выделяться средства из республиканского бюджета. Об увеличении же бюджетного финансирования на школьное питание речи в этом году не идет. Поэтому при отсутствии дополнительных источников и при нынешнем уровне цен на продукты школам снова придется перейти на выдачу булочки и напитка вместо горячего обеда.
В дальнейшем предстоит провести еще немало просветительской работы среди родителей. При этом необходимо понимать, что от выступлений экспертов стоит переходить к диалогу и переговорам уже внутри самих сообществ. Ведь именно родители, семьи и представители различных местных сообществ должны стать ключевыми носителями идей перемен.