Разработка Федерального закона об основах регулирования отношений в области производства и оборота пищевой продукции для детского питания
В настоящее время техническими регламентами Евразийского экономического союза предусмотрены обязательные требования к безопасности и организации производства продуктов детского питания для детей трех основных групп: это до 3 лет, от 3 до 6 лет и от 6 до 14 лет. При этом необходимо отметить, что на рынке продуктов детского питания для детей раннего возраста на российском рынке значительную долю занимают продукты (или сырье и компоненты для их производства) импортного производства.
Развитие отечественного производства продуктов для детского питания возможно только в случае наличия постоянного спроса, который должен формироваться, прежде всего, при организации питания детей в организациях образования, а применительно к детям до трех лет при организации обеспечения специализированными продуктами в установленных случаях по линии органов здравоохранения.
Основная проблема заключается в том, что обязательных требований по применению таких продуктов именно для питания детей при организации питания на основе размещения государственных и муниципальных заказов не установлено. В большинстве субъектов Российской Федерации не предъявляются даже требования об обязательной государственной регистрации технических документов на производство продуктов детского питания при организации поставок. За редким исключением отсутствует надлежащий, в том числе лабораторный контроль, за безопасностью и качеством продукции и ее применением.
Кроме того, не определены конкретные полномочия органов исполнительной власти разных уровней в организации детского питания, которые бы составили систему, обеспечивающую выполнение задачи по обеспечению детей безопасными и качественными продуктами отечественного производства.
Предлагаемая концепция федерального закона была поддержана на ежегодном совещании Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. В наиболее общем виде она включает в себя следующее.
Первое – обязательность установления требований по применению при организации питания детей всех возрастных групп по безопасности в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов в части детского питания, по качеству (речь идет именно о показателях, определяющих качество продукта исходного сырья, а не о способах производства или транспортной таре) на основании технических документов, которые являются общедоступными для всех производителей. Обязанность обосновать такие требования, а также обеспечить их выполнение при приемке продукции и сегодня лежит на заказчиках, но они по-разному трактуют такую обязанность в отсутствие соответствующего закона.
Второе – обязательность организации надлежащего контроля выполнения установленных контрактами требований при приемке продукции. В этом заключается особенность организации питания детей по государственным и муниципальным контрактам. Мы не можем в этом случае применять логику осуществления розничных покупок или общественного питания. Ребенок как потребитель, и родители как его полномочные представители не могут самостоятельно проверить соответствие маркировки, сроков годности, органолептические и другие показатели применяемых продуктов.
Третье – полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти необходимо установить применительно к утверждению обязательных норм обеспечения детей продуктами питания, тарифов на услуги, размера оплаты, определению обязательных требований к используемым продуктам питания, формированию системы контроля качества и безопасности поставок. При этом установление обязанности, а не только возможности контроля за качеством и безопасностью детского питания при приемке продукции (соблюдение требований, установленных в конкурсной документации, ни в коей мере не является нарушением Договора о Евразийском экономическом союзе в части технического регулирования).
Четвертое – определение мер, обеспечивающих создание достаточной производственной базы продукции детского питания и ее устойчивое развитие.
В этом плане применительно к отечественным продуктам питания для детей до одного года из отечественного же сырья должны быть определены и этапы развития их производства, исходя из допустимой доли импортного сырья (компонентов) на переходный период, использование прямых и косвенных преференций для отечественных производителей, долгосрочных контрактов и государственно-частного партнерства.
Представляется необходимым повысить сам статус сферы детского питания и производства продуктов для ее обеспечения. Мы провели краткий анализ мер, которые могли бы этому способствовать в сравнении с другими отраслями АПК. Считаем целесообразным:
установить для производства продуктов детского питания (с учетом применения отечественного сырья и компонентов) показатель обеспеченности, определяющий уровень продовольственной безопасности страны;
отнести продукты детского питания, сырье и компоненты для их производства к продукции, по которой необходимо достичь в ближайшее время максимального импортозамещения.
Важно отметить, что на 2017 год в соответствии с приказом Минсельхоза России от 25.12.2016 г. № 558 был разрешен ввоз импортного сырья для производства продуктов детского питания в объеме около 1 тысячи тонн, при этом большая часть такого сырья может производиться в России. Речь идет в основном об обычных продуктах: мясо, картофель, овощи. За 4 года существования программ импортозамещения вопрос не решен.