Меню
Мониторинг состояния школьного питания в РФ
С 2011 по 2013 гг. Институт отраслевого питания в рамках контракта с Министерством образования и науки РФ проводил всероссийский мониторинг состояния школьного питания.

Основанием для проведения мониторинга послужили:

  • Поручение Президента Российской Федерации от 7.06.2011 № Пр-1580ГС;
  • Решение Рабочей группы по сопровождению экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях при Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (протокол от 3.03.2011 № 11).
  • Совместный Приказ Минздравсоцразвития России № 213н, Минобрнауки России №178 от 11.03.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»

Для разработки системы мониторинга применялся комплексный подход к изучению организации школьного питания, который способствовал объективной оценке его состояния. Поэтому мониторинг проводился по следующим направлениям: характеристики питания; здоровье школьников; финансирование; пропаганда здорового питания; материально-техническая база; организаторы питания; программа совершенствования питания; стажировочные площадки; контроль за качеством питания; общественное мнение; подготовка кадров и др.

Мониторинг проводился двумя способами: выезды экспертов в регионы и получение необходимых данных о состоянии школьного питания посредством электронного сбора информации. Для этого была создана информационно-аналитическая система мониторинга, позволяющая дистанционно вносить данные и проводить аналитические работы.

Важнейшей составляющей мониторинга стали выезды специалистов в субъекты РФ. Они позволили определить фактическое состояние дел на местах и на основе анализа полученных данных дать конкретные рекомендации по улучшению состояния школьного питания в регионе.

За 3 года, мы посетили 70 субъектов, а в целом мониторинг охватил 84% субъектов РФ в 8 федеральных округах.

В рамках проведения мониторинга Институт с 2011 по 2013 год ежегодно проводил Всероссийский семинар по организации школьного питания во всех субъектах РФ. Для эффективного обучения участников семинаров, Институтом были разработаны учебно-методические материалы для подготовки представителей организаций субъектов РФ, участвующих в реализации мероприятия "Совершенствование организации школьного питания".

Работа по совершенствованию организации школьного питания
в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" - 2008-2011 гг.
Опыт участия Института в качестве оператора организационно-аналитического сопровождения приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Совершенствование организации школьного питания» в 2008-2013 гг. в субъектах Российской Федерации и разработка программ школьного питания позволили по-новому взглянуть на решение задач в области питания детей, подростков и учащейся молодежи.

Долгое время в Российской Федерации не были решены проблемные вопросы с материально-технической базой школьных столовых: не обновлялось оборудование, не проводился ремонт столовых, использовались устаревшие технологии приготовления пищи и т.д. В связи с этим в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в период с 2008 по 2011 гг. был проведен экспериментальный проект по модернизации системы школьного питания.

В рамках проекта средства федерального бюджета выделялись регионам при условии софинансирования. Данные целевые средства использовались для закупки нового современного технологического оборудования для школьных столовых.

Основной задачей экспериментального проекта являлась отработка всех аспектов организации школьного питания по разным моделям:

- технологические;

- организационно – управленческие;

- кадровые вопросы, связанные с внедрением современных технологий школьного питания;

- финансово – экономические;

- нормативно – правовые;

- пропаганда здорового питания и проведение просветительской работы с родителями и педагогическим коллективом.

В течение четырех лет участниками проекта стали 44 субъекта Российской Федерации (более 50 %), проект непосредственно охватил 1858 государственных и муниципальных школ и более 1 млн. школьников, а объем федерального финансирования составил 70 млн. $, из регионального и местных бюджетов - 82 млн. $.

Результаты экспериментальных проектов

• Произведен ремонт и реконструкция пищеблоков школ.

• Пищеблоки школ оснащены современным технологическим оборудованием (пароконвектоматы, новейшие линии раздачи, холодильное оборудование, нейтральное оборудование из нержавеющей стали и др.).

• Закуплен специализированный автотранспорт.

• Приобретена новая мебель, посуда для школьных столовых.

• Разработаны и утверждены рационы питания и примерные циклические меню.

• Внедряются системы безналичного расчета за школьное питание.

• Созданы региональные стажировочные площадки для повышения квалификации кадров в области школьного питания.

Общий социально-экономический эффект от внедрения представляет собой огромное количество созданных рабочих мест, увеличение суммы средств субсидий и субвенций для организации школьного питания, увеличение количества школьников, получающих горячее питание.
Сотрудничество с Министерством сельского хозяйства РФ
В 2009 году Институт отраслевого питания разрабатывал методические рекомендации в интересах отрасли по теме: «Анализ состояния, прогноз развития и разработка предложений по мерам государственного регулирования производства социального питания в Российской Федерации на 2010-2012 годы и период до 2020 года» для Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Итогом проведенной Институтом работы стала концепция «Развития производства социального питания и товаропроводящей инфраструктуры в Российской Федерации на 2010 – 2012 годы и на период до 2020 года», в которую вошли результаты всестороннего анализа существующей системы организации питания школьников и товаропроизводящей инфраструктуры, а также мирового опыта. Данный документ включал в себя:

- анализ действующих нормативных правовых документов в сфере государственного регулирования социального питания;

- анализ требований к рационам питания, ассортименту и качеству исходного сырья и готовой продукции, предъявляемых государственными и муниципальными заказчиками питания в разрезе социально-демографических групп населения;

- расчет общей потребности в производстве сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов для организации социального питания;

- сравнительный анализ показателей потребности, рассчитанной на основе научно обоснованных физиологических норм питания, и фактического потребления в 2008 году пищевых продуктов;

- анализ возможностей и фактических объемов производства, показателей качества функциональных продуктов и полуфабрикатов;

- анализ ассортимента, объемов производства, источников обеспечения сырьем (отечественным, импортным), систем обеспечения качества продукции, применяемых пищевых технологий и технического состояния оборудования на существующих предприятиях общественного питания;

- анализ действующих федеральных, ведомственных и региональных программ в сфере производства социального питания и обеспечению его продукцией отечественного производства;

- анализ существующих и обоснование перспективных способов производства мясных, рыбных, кондитерских, овощных и молочных полуфабрикатов и готовых блюд для организации социального питания.

Основным практическим назначением Концепции стало создание условий формирования единой системы производства, переработки, поставок и реализации отечественной продукции для полного обеспечения потребностей социального питания через сеть предприятий, функционирующих на современном оборудовании с применением инновационных технологий.
Сотрудничество с Управлением делами Президента РФ
Проект Программы модернизации системы питания школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации был разработан Институтом в 2009 году в рамках выполнения научно-исследовательской работы для Управления делами Президента Российской Федерации.

В ходе разработки Программы были проведены следующие исследования:

1. Анализ зарубежного опыта организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях по направлениям:

- участие государственной власти в разработке, внедрении и контроле систем школьного питания на национальном, региональном и/или местном уровнях;

- контроль за состоянием школьного питания;

- вовлеченность коммерческих структур;

- привлечение местных сельхозпроизводителей и пр.

2. Анализ состояния системы питания учащихся общеобразовательных учреждений в Российской Федерации, в том числе состояния здоровья учащихся, моделей организации питания, пищевой ценности рационов и др.

3. Анализ состояния нормативной базы, регулирующей сферу социального питания, включая полномочия органов власти и местного самоуправления в сфере организации питания школьников; финансирование школьного питания, обязанностей по организации питания, а также требований к безопасности и качеству питания.

4. Анализ реализации мониторинга экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Применительно к компетенции федеральных органов власти были разработаны предложения по совершенствованию законодательства в сфере организации системы питания школьников в общеобразовательных учреждениях.

На основе анализа реализации мониторинга экспериментальных проектов организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях, проводимых в рамках приоритетного национального проекта «Образование», также были разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления школьным питанием и совершенствованию мониторинга.
Участие в разработке системы внутренней продовольственной помощи
В 2014 году Институт принимал участие в Рабочей группе по разработке системы внутренней продовольственной помощи под председательством Помощника Председателя Правительства РФ Г.Г. Онищенко.
Внутренняя продовольственная помощь – система государственной помощи населению в форме прямых поставок продуктов питания заинтересованным лицам или предоставление денежных средств для приобретения ими продовольствия с целью улучшения питания и достижения его сбалансированности с учетом рациональных норм потребления пищевых продуктов. Необходимыми условиями реализации государственной политики в сфере оказания внутренней продовольственной помощи являются:

• поддержание стабильности обеспечения населения качественными продовольственными товарами;
• повышение экономической доступности продуктов питания для обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания;
• предоставление денежных выплат или продуктов питания малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам через сеть социальных магазинов или с доставкой на дом;
• предоставление бесплатных или льготных обедов нуждающимся гражданам, в особенности пенсионерам и инвалидам в социальных столовых при учреждениях социального обслуживания и при специальных домах для одиноких престарелых;
• предоставление бесплатных продуктовых наборов отдельным категориям граждан, в том числе пожилым гражданам, многодетным семьям, родителям, имеющим детей-инвалидов, а также опекунам, попечителям, приемным родителям и патронатным воспитателям;
• предоставление денежной компенсации гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на приобретение продуктов питания и горячего питания, в том числе с использованием электронных платежных средств;
• обеспечение питанием обучающихся образовательных организаций.

Проект Концепции внутренней продовольственной помощи был разработан Минсельхозом России в рамках Рабочей группы Правительства Российской Федерации под председательством помощника Председателя Правительства Российской Федерации Г.Г. Онищенко на основе Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120) и Поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина (по итогам заседания Совета Безопасности Российской Федерации № Пр-3303 от 06.12.2012).

Помимо Института отраслевого питания в работе над документом участвовали: Институт питания РАМН; Евразийский центр по продовольственной безопасности, а также Институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Национального центра защиты детей РАМН.
Целью Концепции является обеспечение экономической и физической доступности для отдельных категорий граждан Российской Федерации качественных продуктов питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья населения.
Основные принципы Концепции:
• доступность и адресность оказания внутренней продовольственной помощи;
• приоритетная поддержка наиболее нуждающихся слоев населения ;
• организация здорового питания нуждающихся беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста;
• комплексный подход к развитию производства и товаропроводящей инфраструктуры системы внутренней продовольственной помощи.
Разработка Федерального закона об основах регулирования отношений
в области производства и оборота пищевой продукции для детского питания
Разработка Федерального закона об основах регулирования отношений в области производства и оборота пищевой продукции для детского питания

В настоящее время техническими регламентами Евразийского экономического союза предусмотрены обязательные требования к безопасности и организации производства продуктов детского питания для детей трех основных групп: это до 3 лет, от 3 до 6 лет и от 6 до 14 лет. При этом необходимо отметить, что на рынке продуктов детского питания для детей раннего возраста на российском рынке значительную долю занимают продукты (или сырье и компоненты для их производства) импортного производства.

Развитие отечественного производства продуктов для детского питания возможно только в случае наличия постоянного спроса, который должен формироваться, прежде всего, при организации питания детей в организациях образования, а применительно к детям до трех лет при организации обеспечения специализированными продуктами в установленных случаях по линии органов здравоохранения.

Основная проблема заключается в том, что обязательных требований по применению таких продуктов именно для питания детей при организации питания на основе размещения государственных и муниципальных заказов не установлено. В большинстве субъектов Российской Федерации не предъявляются даже требования об обязательной государственной регистрации технических документов на производство продуктов детского питания при организации поставок. За редким исключением отсутствует надлежащий, в том числе лабораторный контроль, за безопасностью и качеством продукции и ее применением.

Кроме того, не определены конкретные полномочия органов исполнительной власти разных уровней в организации детского питания, которые бы составили систему, обеспечивающую выполнение задачи по обеспечению детей безопасными и качественными продуктами отечественного производства.

Предлагаемая концепция федерального закона была поддержана на ежегодном совещании Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти. В наиболее общем виде она включает в себя следующее.

Первое – обязательность установления требований по применению при организации питания детей всех возрастных групп по безопасности в соответствии с требованиями соответствующих технических регламентов в части детского питания, по качеству (речь идет именно о показателях, определяющих качество продукта исходного сырья, а не о способах производства или транспортной таре) на основании технических документов, которые являются общедоступными для всех производителей. Обязанность обосновать такие требования, а также обеспечить их выполнение при приемке продукции и сегодня лежит на заказчиках, но они по-разному трактуют такую обязанность в отсутствие соответствующего закона.

Второе – обязательность организации надлежащего контроля выполнения установленных контрактами требований при приемке продукции. В этом заключается особенность организации питания детей по государственным и муниципальным контрактам. Мы не можем в этом случае применять логику осуществления розничных покупок или общественного питания. Ребенок как потребитель, и родители как его полномочные представители не могут самостоятельно проверить соответствие маркировки, сроков годности, органолептические и другие показатели применяемых продуктов.


Третье – полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти необходимо установить применительно к утверждению обязательных норм обеспечения детей продуктами питания, тарифов на услуги, размера оплаты, определению обязательных требований к используемым продуктам питания, формированию системы контроля качества и безопасности поставок. При этом установление обязанности, а не только возможности контроля за качеством и безопасностью детского питания при приемке продукции (соблюдение требований, установленных в конкурсной документации, ни в коей мере не является нарушением Договора о Евразийском экономическом союзе в части технического регулирования).


Четвертое – определение мер, обеспечивающих создание достаточной производственной базы продукции детского питания и ее устойчивое развитие.


В этом плане применительно к отечественным продуктам питания для детей до одного года из отечественного же сырья должны быть определены и этапы развития их производства, исходя из допустимой доли импортного сырья (компонентов) на переходный период, использование прямых и косвенных преференций для отечественных производителей, долгосрочных контрактов и государственно-частного партнерства.

Представляется необходимым повысить сам статус сферы детского питания и производства продуктов для ее обеспечения. Мы провели краткий анализ мер, которые могли бы этому способствовать в сравнении с другими отраслями АПК. Считаем целесообразным:

установить для производства продуктов детского питания (с учетом применения отечественного сырья и компонентов) показатель обеспеченности, определяющий уровень продовольственной безопасности страны;

отнести продукты детского питания, сырье и компоненты для их производства к продукции, по которой необходимо достичь в ближайшее время максимального импортозамещения.

Важно отметить, что на 2017 год в соответствии с приказом Минсельхоза России от 25.12.2016 г. № 558 был разрешен ввоз импортного сырья для производства продуктов детского питания в объеме около 1 тысячи тонн, при этом большая часть такого сырья может производиться в России. Речь идет в основном об обычных продуктах: мясо, картофель, овощи. За 4 года существования программ импортозамещения вопрос не решен.